Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: верди (список заголовков)
14:24 

Ненависть, ненависть, ненависть, или "Эрнани" в MET

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Речь будет идти об этой постановке 1983 года:

Эрнани - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Дон Карлос - Шерил Милнз (Sherrill Milnes)
Дон Сильва - Руджеро Раймонди (Ruggero Raimondi)
Эльвира - Леона Митчел (Leona Mitchell)
Режиссер: Пьер Луиджи Самаритани (Pier Luigi Samaritani)
Дирижёр: Джеймс Левайн (James Levine)

(Украдено с торрентов).

Очень красивая и масштабная постановка (как это обычно и бывает в MET) с прекрасным составом. Даже не хочется говорить о недостатках, тем более, что их совсем немного. Но все же коротенько:
1. На бедной Эльвире в первом акте так тесно зашнуровали платье, что вообще непонятно, как она дышала. Неудивительно, что в финале "Ernani involami" у нее не хватило дыхания перед заключительным "me".
2. Хор служанок поет нестройно и очень слабо.
3. Так же тускло и слабо в первом акте поет Дон Карлос-в ансамблях его просто не слышно. Но потом распелся :)
4. Сильва носит на груди какую-то уродливую бляху на толстенной цепи, больше напоминающую вериги Юродивого, чем украшение :alles: У Карлоса на груди тоже что-то странное (вроде слона), но выглядит куда приличнее :)
5. Еще в трех сценах (свадьба Сильвы, Аахен и замок Эрнани) зачем-то наличествует лестница, причем очень внушительных размеров (особенно в первых двух случаях). Зачем это сделано-я так и не понял :hmm:
6. Эрнани приходит на свадьбу Сильвы с рогом, одетым прямо поверх монашеской рясы. Возникает законный вопрос: зачем монаху (пилигриму) рог?
А теперь о приятном. Как явствует из заглавия, опера содержит зашкаливающее количество ненависти, изрыгаемой персонажами друг на друга. Коротко о положении сил: Эрнани ненавидит Сильву; Эрнани и бандиты ненавидят Карлоса; Сильва ненавидит Эрнани; Сильва, Эрнани, бандиты Эрнани и клевреты Сильвы ненавидят Карлоса; Карлос ненавидит Эрнани, Сильву и бунтовщиков; Эльвира ненавидит всех Сильву. Вроде ничего не забыл. Правда, в третьем действии Карлос (уже Карл Пятый) попытался разрулить ситуацию и всех помирить, но у него, естественно, ничего не вышло. Неудивительно, что все это придает действию стремительность, непредсказуемость и драматизм и смотрится опера на одном дыхании. Очень жаль, что ее так редко ставят! Теперь о солистах:
Дон Карлос-пожалуй, порадовал меньше всех. Про первый акт уже было сказано; в дальнейшем пел гораздо лучше, но все равно чего-то не хватало. Может быть-красоты голоса. Может быть-просто музыкальности, тонкости, чувства меры (злоупотреблял с forte-к примеру, в "O sommo Carlo"). Актерски неплох, но слишком часто не к месту улыбался, что недопустимо снижало количество ненависти.
Эльвира-неплохое негр афро-американское сопрано. В общем, придраться не к чему: свободный, мощный звук, прочувствованное исполнение. Но и чем-то сверхъестественным не впечатлила-наверняка можно спеть и лучше. Сыграла достаточно убедительно, за исключение концовки: как-то очень неспешно пошла к заколовшемуся мужу, а потом не рухнула замертво, а просто склонилась на его труп. Все впечатление испортила :fire:
Сильва-просто исчадие ада! :crzsot: Мефистофель, Яго и Скарпия дружно курят в сторонке. В "Infelice", по-моему, даже голос перехватывало от ненависти. И когда Карлос уводит Эльвиру и он в отчаянии падает на лестницу-голос тоже полон ненависти, хотя поет совсем о другом. Короче, мощный старик :) Ну, голос Раймонди в представлении не нуждается: кто слышал-тот вряд ли забудет. А кто не слышал-много потерял :) Один из лучших басов современности.
Эрнани-разве Паваротти может петь плохо? :inlove: Вообще-то да, может. -Один раз не считается. Энергия, свежесть и умопомрачительная красота звучания-все как обычно. Отдельно об образе: как это ни покажется удивительным, но Паваротти весьма убедителен актерски в роли молодого разбойника (даже мечом машет). Кто не верит-может убедиться сам. Вот, кстати, его дуэт с Сильвой-правда, весьма отвратного качества:

Резюме: кто еще не знаком с этой незаслуженно забытой редко исполняемой оперой Верди-очень рекомендую.
P.S. По непроверенным данным, арию "Odi il voto" Верди написал специально для русского тенора Николая Иванова по просьбе Россини. Кто может подтвердить или опровергнуть это-большая просьба отписаться.

@темы: Верди, Паваротти, Раймонди, Эрнани, опера

21:38 

Quasi una fantasia, или "Сила судьбы" №3

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
На очереди - этот фильм 1948 (или 49?) года:

Маркиз ди Калатрава - Фаусто Томеи (Fausto Tomei)
Леонора - Катерина Манчини (Caterina Mancini), играет Нелли Корради (Nelli Corradi)
Дон Карлос - Тито Гобби (Tito Gobbi)
Дон Альваро - Галлиано Мазини (Galliano Masini), играет - Джино Синимберги?
Прециозилла - Хлоя Эльмо (Cloe Elmo), играет - Мира Варгас?
Падре Гуардиано - Джулио Нери (Giulio Neri)
Фра Мелитоне - Вито де Таранто (Vito de Taranto)
Оркестр Римской оперы
Дирижёр - Габриеле Сантини (Gabriele Santini)
Режиссер - Кармине Галлоне (Carmine Gallone)

(Украдено с торрентов).

Как утверждается в начале фильма, он снят "по мотивам драмы Сааведры". То есть музыка Верди - какбе аккомпанимент и самостоятельного значения не имеет :nunu: Однако драмой это назвать тоже нельзя, так как на протяжении картины все только и делают, что поют. Короче - получился жуткий винегрет, за который мы дружно благодарим кого? Правильно - режиссера :nunu: Что еще бросилось в глаза:
1. Фильм длится немногим более полутора часов, тогда как опера на добрый час длиннее. Капитан Очевидность подсказывает, что без сокращений не обошлось.
2. От красивейшей увертюры почти ничего не осталось, а то, что осталось, заглушает голос диктора, сначала бодро озвучивающего субтитры :fire: , а затем повествующего о нелегкой судьбе герцога де Риваса (кстати, нигде не смог найти подтверждения, что его действительно упекли в тюрячку) и его великих творческих планах, вынашиваемых им в тишине уютной камеры. Мы глубоко сочувствуем участнику двух революций, борцу за дело трудящихся и прогрессивному писателю Анхелю Сааведре, но не смей кромсать увертюру!!! :chainsaw:
3. Еще неизвестно зачем субтитры идут на фоне моря, хотя все действие происходит на континенте.
4. Выброшены: начало первого акта (дуэты Леоноры с отцом и со служанкой), "Rataplan" и проповедь Мелитоне в воинском лагере. Все остальное так или иначе порезано :fire:
5. Кое-что переставлено местами: Трабуко приходит в лагерь до первой дуэли Альваро и Карлоса, Леонора поет "Pace, pace" до второй.
6. Появляются два новых (сравнительно с оперой) персонажа: негр Моро и падре Ферре, которые, естественно, не поют (и вообще не говорят), но играют очень заметную роль. Так, первый сначала спасает малолетнего Альваро из тюрьмы, потом помогает ему бежать после неудачного похищения Леоноры и, наконец, попав в руки к Карлосу, топится в море, чтобы избежать ненужных вопросов. Второй избавляет Альваро от виселицы, отправив в монастырь, а затем (sancta simplicitas!) открывает его местопребывание Карлосу, преисполненному христианских чувств после первой дуэли.
7. Сааведра пишет свою драму по-итальянски - видимо, с тем, чтобы потом Верди и Пьяве не нужно было возиться с переводом. За это ему спасибо, конечно :)
А теперь о хорошем, то есть о певцах.
Трабуко - отлично и сыграно, и спето. Еще одно подтверждение тому, что нет маленьких ролей - есть маленькие актеры. Или певцы. Выразительный, приятный характерный тенор. Еще бы узнать - кто именно (уж не Пальма ли?)
Прециозилла - тоже не к чему придраться. Хороша и вокально (жаль, что так мало поет), и актерски (действительно, веселая маркитантка, а не нахальная дешевая шлюшка, увязавшаяся за армией).
Леонора - конечно, не идет ни в какое сравнение ни с Тебальди, ни с Кабалье - в голосе полно посторонних призвуков, чуть ли не хрипов (особенно на piano, как в "La vergine degli angeli"). Но слушать все равно приятно, так как поет мягче и нежнее, чем они. Или тут сыграла свою роль внешность Корради? :inlove: Не знаю, но мне понравилась (хотя до идеала, безусловно, далеко).
Мелитоне - безусловно хорош. Сначала очень натурально сердится на нищих и даже оттаскивает за шкирку двоих ребят от котла с похлебкой, а уходя - тайком сует бродяге кусок хлеба. Очень изящно сделано! Этим и должен заниматься режиссер - искать мелкие штрихи, колоритные детали, удобные мизансцены, полнее раскрывающие характер персонажа, а не ставить все с ног на голову, провозглашая себя новатором и ниспровергателем основ. Трудно? А кто говорил, что будет легко? :) Да, вокально тоже в порядке.
Падре - глубокий, бархатный, отличный бас! Плюс некая отрешенность "от мира сего" в голосе и в игре (не узнал, что Леонора - donna, пока та сама не сказала, хотя стоял почти вплотную и она не отворачивалась; не закричал со всей мочи: "Leonora di Vargas!", будто ведьму увидел, а просто удивился) и вместе с тем - спокойствие и уверенность в том, что все в этом мире совершается в соответствии с Промыслом Божьим, а значит - суетиться и волноваться по пустякам совершенно ни к чему. Если его что-то и интересует - так это борьба с антихристом и слугами его, и слушая "Maledizione!" нельзя сомневаться, что дьявол рано или поздно будет побежден. И скорее рано, чем поздно :) В общем, если не идеально - то весьма близко к этому.
Альваро - довольно красивый тенор, очень напоминающий Дель Монако со всеми его плюсами и минусами: достоинство и благородство в сочетании с негибкостью и холодностью. Совсем не убедил во "Fratello! Riconoscimi!", но был неожиданно хорош в "Solemne": слабый голос умирающего, полный страдания и мольбы. В общем - товарищ на любителя.
Карлос - Гобби в очередной раз порадовал. Удивительно естественен и органичен: достоинство без высокомерия, злоба без ломания табуреток, нежность без розовых соплей. И потрясающая постепенная трансформация по ходу фильма из "зайки" в "злобного гада". И замечательное богатство мимики: во время первой дуэли каких только эмоций не было на лице - и сдержанная издевка, и оскорбленное самолюбие, и досадное нетерпение, и лютая ненависть, и я не знаю, что еще. Все это в полной мере относится и к голосу - богатство оттенков просто невообразимое. Но все же для полнейшего совершенства во второй дуэли хотелось бы большей плотности звучания :)
Один из лучших моментов:
www.youtube.com/watch?v=yv2XRonm1pw
P.S. Да, если кто может что-нибудь прояснить относительно состава - буду очень благодарен.

@темы: Верди, Гобби, Сила судьбы, опера

23:35 

Нет, это не Рио-де-Жанейро, или "Сила судьбы" №4

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Посчитал, что для полного счастья мне не хватает вот этой постановки Мариинского 1998 года:

Маркиз ди Калатрава - Григорий Карасев
Леонора - Галина Горчакова
Дон Карлос - Николай Путилин
Дон Альваро - Гегам Григорян
Прециозилла - Марианна Тарасова
Падре Гуардиано - Сергей Алексашкин
Брат Мелитоне - Георгий Заставный
Хор, балет и оркестр Мариинского театра
Дирижёр: Валерий Гергиев
Режиссер: Илья Мошинский

(Украдено с торрентов).

Счастья не получил никакого, сплошной негатив :fire: Положительных моментов только два: это первая, "петербургская" редакция оперы 1862 года (впрочем, уступающая, на мой взгляд, по красоте второй. Но финал в драматическом отношении безусловно сильнее здесь) и довольно неплохо поет Николай Путилин (по крайней мере, явно выделяется на фоне остальных). Все остальное - просто мрак! Поют плохо, играют отвратительно, режиссуры нет. Всех расстрелять :chainsaw:
"Ляпов" столько, что я после первой картины перестал записывать. Остановлюсь на самых заметных:
1. В сцене бегства Леоноры ВНЕЗАПНО за сценой раздается истошный вопль - похоже, кого-то декорацией придавило :alles:
2. Альваро после убийства маркиза убегает один, бросив возлюбленную на произвол судьбы.
3. На белых рясах монахов присутствуют легко различимые пятна грязи. Если в отношении Мелитоне это еще объяснимо, то у всех остальных смотрится странно...
4. Леонора в храме зачем-то ложится на пол. То же самое делает и Альваро в сцене дуэли.
И о горе-певцах:
Маркиз - маловато поет (кажется, его дуэт с дочерью Верди потом немного расширит), но не в этом дело. Он должен быть стариком! Здесь же перед нами мужчина средних лет (что вполне согласуется с либретто - вряд ли ему больше полтинника, но совершенно не согласуется с музыкой и характером действий этого персонажа). По-моему, классический пример того, как правда фактическая (никому не нужная) должна уступить правде художественной, высшей. Но всем как обычно...
Трабуко - ждал от Гассиева куда большего после Ерошки, но так и не дождался. Очень кисло спел и так же сыграл. В таверне вел себя очень развязно с Карлосом (даже, кажется, сделал какой-то неприличный жест). Вряд ли скромный погонщик мулов решился бы так говорить с дворянином (и даже студентом. Студенты в то время тоже шпаги носили).
Мелитоне - то же самое. Абсолютно ничем не запомнился. Жуткая серость.
Гуардиано - Алексашкин - бас, конечно, неплохой, но тут нужен лучше. По крайней мере - глубже. А так - вышел очень мелкий и совершенно заурядный настоятель. Показательно, что в дуэте с Мелитоне не нашел иного занятия, кроме как чистить яблоко.
Прециозилла - тоже кисло. И голос звучит сдавленно и слабо, и держится слишком скованно. Совершенно не убедила.
Леонора - на фоне остальных звучала, в общем, пристойно (хотя до Тебальди с Кабалье идеала - как до Луны пешком). Но впечатление очень портило постоянное плаксиво-истерическое выражение лица. По ходу действия переодевается в крестьянское платье (см. историю с маркизом). Конечно, с формальной точки зрения это вполне оправданно - так легче затеряться в толпе. А вот с художественной - вряд ли: сразу пропадают весь аристократизм и обаяние. Впрочем, это зависит, естественно, не только от костюма... Да, по приходе в монастырь была слишком ярко накрашена. Мелочь? Но одна такая мелочь может напрочь разрушить весь образ.
Альваро - ужоснах! Слышал Григоряна в "Пиковой" - там он вроде неплохо звучал, но здесь... Вроде и лет должно быть не так много, но слушать совершенно невозможно. Может, не в голосе был? Внешность тоже под стать - в первой картине просто типичный продавец фруктов на рынке, но никак не герой-любовник, похищающий невесту. Думаешь - если бороду отрастил, то за Паваротти проканаешь? Хрен! :fire: Еще какой-то красный шарфик на шее... Кошмар, одним словом. Сценический облик исчерпывающе определяется понятием "хомячок".
Ну и Карлос - луч света в темном царстве. Поет с заметным усилием, но именно поет, а не шепчет, не хрипит и не кричит, причем иногда довольно красиво :crzjump: Неплох и в "Solemne", и в "Urna fatale", а вот в "Son Pereda" как-то не очень. В таверне одет в какой-то желтый плащ, что сразу навело меня на ассоциацию со шпиком. Будем надеяться, что одного меня. В монастырь приходит, внаглую держа шпаги в руках. Но если подумать - то почему бы и нет?
Резюме: запись представляет интерес только с исторической точки зрения. Как говорится - сравните со второй редакцией и найдите десять отличий.
Кусочек с трубы (единственное, что можно слушать):


P.S. Видимо, подобное исполнение было и на премьере - иначе трудно понять, почему она не имела успеха.

@темы: Верди, Гергиев, Сила судьбы, опера

Разная шняга

главная