Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: опера (список заголовков)
23:35 

Нет, это не Рио-де-Жанейро, или "Сила судьбы" №4

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Посчитал, что для полного счастья мне не хватает вот этой постановки Мариинского 1998 года:

Маркиз ди Калатрава - Григорий Карасев
Леонора - Галина Горчакова
Дон Карлос - Николай Путилин
Дон Альваро - Гегам Григорян
Прециозилла - Марианна Тарасова
Падре Гуардиано - Сергей Алексашкин
Брат Мелитоне - Георгий Заставный
Хор, балет и оркестр Мариинского театра
Дирижёр: Валерий Гергиев
Режиссер: Илья Мошинский

(Украдено с торрентов).

Счастья не получил никакого, сплошной негатив :fire: Положительных моментов только два: это первая, "петербургская" редакция оперы 1862 года (впрочем, уступающая, на мой взгляд, по красоте второй. Но финал в драматическом отношении безусловно сильнее здесь) и довольно неплохо поет Николай Путилин (по крайней мере, явно выделяется на фоне остальных). Все остальное - просто мрак! Поют плохо, играют отвратительно, режиссуры нет. Всех расстрелять :chainsaw:
"Ляпов" столько, что я после первой картины перестал записывать. Остановлюсь на самых заметных:
1. В сцене бегства Леоноры ВНЕЗАПНО за сценой раздается истошный вопль - похоже, кого-то декорацией придавило :alles:
2. Альваро после убийства маркиза убегает один, бросив возлюбленную на произвол судьбы.
3. На белых рясах монахов присутствуют легко различимые пятна грязи. Если в отношении Мелитоне это еще объяснимо, то у всех остальных смотрится странно...
4. Леонора в храме зачем-то ложится на пол. То же самое делает и Альваро в сцене дуэли.
И о горе-певцах:
Маркиз - маловато поет (кажется, его дуэт с дочерью Верди потом немного расширит), но не в этом дело. Он должен быть стариком! Здесь же перед нами мужчина средних лет (что вполне согласуется с либретто - вряд ли ему больше полтинника, но совершенно не согласуется с музыкой и характером действий этого персонажа). По-моему, классический пример того, как правда фактическая (никому не нужная) должна уступить правде художественной, высшей. Но всем как обычно...
Трабуко - ждал от Гассиева куда большего после Ерошки, но так и не дождался. Очень кисло спел и так же сыграл. В таверне вел себя очень развязно с Карлосом (даже, кажется, сделал какой-то неприличный жест). Вряд ли скромный погонщик мулов решился бы так говорить с дворянином (и даже студентом. Студенты в то время тоже шпаги носили).
Мелитоне - то же самое. Абсолютно ничем не запомнился. Жуткая серость.
Гуардиано - Алексашкин - бас, конечно, неплохой, но тут нужен лучше. По крайней мере - глубже. А так - вышел очень мелкий и совершенно заурядный настоятель. Показательно, что в дуэте с Мелитоне не нашел иного занятия, кроме как чистить яблоко.
Прециозилла - тоже кисло. И голос звучит сдавленно и слабо, и держится слишком скованно. Совершенно не убедила.
Леонора - на фоне остальных звучала, в общем, пристойно (хотя до Тебальди с Кабалье идеала - как до Луны пешком). Но впечатление очень портило постоянное плаксиво-истерическое выражение лица. По ходу действия переодевается в крестьянское платье (см. историю с маркизом). Конечно, с формальной точки зрения это вполне оправданно - так легче затеряться в толпе. А вот с художественной - вряд ли: сразу пропадают весь аристократизм и обаяние. Впрочем, это зависит, естественно, не только от костюма... Да, по приходе в монастырь была слишком ярко накрашена. Мелочь? Но одна такая мелочь может напрочь разрушить весь образ.
Альваро - ужоснах! Слышал Григоряна в "Пиковой" - там он вроде неплохо звучал, но здесь... Вроде и лет должно быть не так много, но слушать совершенно невозможно. Может, не в голосе был? Внешность тоже под стать - в первой картине просто типичный продавец фруктов на рынке, но никак не герой-любовник, похищающий невесту. Думаешь - если бороду отрастил, то за Паваротти проканаешь? Хрен! :fire: Еще какой-то красный шарфик на шее... Кошмар, одним словом. Сценический облик исчерпывающе определяется понятием "хомячок".
Ну и Карлос - луч света в темном царстве. Поет с заметным усилием, но именно поет, а не шепчет, не хрипит и не кричит, причем иногда довольно красиво :crzjump: Неплох и в "Solemne", и в "Urna fatale", а вот в "Son Pereda" как-то не очень. В таверне одет в какой-то желтый плащ, что сразу навело меня на ассоциацию со шпиком. Будем надеяться, что одного меня. В монастырь приходит, внаглую держа шпаги в руках. Но если подумать - то почему бы и нет?
Резюме: запись представляет интерес только с исторической точки зрения. Как говорится - сравните со второй редакцией и найдите десять отличий.
Кусочек с трубы (единственное, что можно слушать):


P.S. Видимо, подобное исполнение было и на премьере - иначе трудно понять, почему она не имела успеха.

@темы: Верди, Гергиев, Сила судьбы, опера

20:13 

Как не надо ставить оперу, или доморощенная "Иоланта"

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Сначала хотел препарировать "Тоску" из Брегенца, недавно показанную "Культурой", но это же надо ее искать, скачивать, пересматривать... Короче - лень-матушка :) А сейчас вернулся из театра, переполняемый самыми радужными эмоциями, и решил вдарить по нашей замечательной постановке, ибо недочеты одни и те же. Сначала остановимся на глобальных:
1. Неоригинальность. Все эти золотые клетки, экраны на задней стене, глаза, полыхающие пламенем, люди в черном сиреневом с автоматами, уличные фонари и даже штаны цвета хаки на Водемоне - все это уже где-то было. Насчет штанов могу сказать точно: они были на Радамесе в черняковской постановке "Аиды" 2004 года, благо пел тот же тенор.
2. Полное убожество декораций. Двухэтажная металлическая конструкция на заднем плане больше напоминала галерею для прогулок заключенных, нежели балюстраду королевского дворца. Фонари по бокам сцены тоже не сильно украшали картину. Фонтан был неплох, но сбоку трудно было рассмотреть, что это именно фонтан. Если театр ограничен в средствах - почему не прибегнуть к минимализму? А если решили делать красиво - то красота требует жертв...
3. Отсутствие единства времени. Так, Рене в халате и с бакенбардами выглядел типичным русским барином 19-го века, старомодные кресла-качалки я бы отнес к началу 20-го, автоматы Калашникова появились еще спустя полвека, костюм Роберта смотрелся совершенно современно, а Эбн-Хакия в своей хламиде вообще как с Луны свалился. Соответственно - нельзя было понять, что перед нами: русская усадьба, альпийская лечебница или вилла современного мафиози - во всяком случае, не средневековый замок на юге Франции. Короче - мешанина полная.
4. Насилие, насилие, насилие! Причем в самых грубых формах: привратник выламывает Альмерику руку, врача приволакивают и бросают на пол молодчики с автоматами и они же ставят к стенке Водемона. Неужели людям зомбоящика мало?
И помельче:
1. На такую мелочь, как текст либретто, все режиссеры, кажется, давно уже плюют. Но согласитесь, довольно странно слышать от современного вида людей с непринужденными манерами о каких-то клятвах, обетах и обручениях в колыбели. Особенно если опера дается на понятном языке и ты понимаешь каждое слово, а не общий смысл. Как-то ухо режет... В этом, кстати, если не главная, то неразрешимая проблема "осовременивания" опер - короля можно сделать бандитом, а графа - бизнесменом, но от текста не уйти никуда...
2. Собственно против экрана я ничего не имею, но слишком уж часто его включали, что рассеивало внимание, и порой показывали странные вещи вроде плюшевого медведа, взирающего на Луну, или автострады с потоком машин. Злоупотребление техническими средствами, короче.
Под стать были и солисты - если пели еще более-менее неплохо (по нашим провинциальным меркам), то играли просто отвратительно. Даже описывать неохота. Единственное светлое пятно - Эбн-Хакиа (кстати, он дебютировал): и костюм соответствовал роли, и играл пристойно, а уж пел просто замечательно. Редкий для наших широт по силе и чистоте баритон (то-то бы Колорафурия порадовалась :) ).
Вывод: такой хоккей спектакль нам не нужен!
P.S. Посмотрел фильм Гориккера 1963 года - а ведь у нас не все так плохо! :crzjump: По крайней мере в плане голосов: баритоны и тенор там просто безобразные, Иоланта и король - весьма приблизительные. Один привратник хорош :) Конечно, "быть лучшим среди худших - еще не значит быть хорошим", но все равно приятно. А теперь - как надо.
Ариозо Рене:

Ария Эбн-Хакиа (правда, запись весьма позорная, но тем не менее):

P.P.S. А ведь первый учился у второго! Вот, блин, как тесен мир :friend:

@темы: Иоланта, Опера, Чайковский

21:38 

Quasi una fantasia, или "Сила судьбы" №3

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
На очереди - этот фильм 1948 (или 49?) года:

Маркиз ди Калатрава - Фаусто Томеи (Fausto Tomei)
Леонора - Катерина Манчини (Caterina Mancini), играет Нелли Корради (Nelli Corradi)
Дон Карлос - Тито Гобби (Tito Gobbi)
Дон Альваро - Галлиано Мазини (Galliano Masini), играет - Джино Синимберги?
Прециозилла - Хлоя Эльмо (Cloe Elmo), играет - Мира Варгас?
Падре Гуардиано - Джулио Нери (Giulio Neri)
Фра Мелитоне - Вито де Таранто (Vito de Taranto)
Оркестр Римской оперы
Дирижёр - Габриеле Сантини (Gabriele Santini)
Режиссер - Кармине Галлоне (Carmine Gallone)

(Украдено с торрентов).

Как утверждается в начале фильма, он снят "по мотивам драмы Сааведры". То есть музыка Верди - какбе аккомпанимент и самостоятельного значения не имеет :nunu: Однако драмой это назвать тоже нельзя, так как на протяжении картины все только и делают, что поют. Короче - получился жуткий винегрет, за который мы дружно благодарим кого? Правильно - режиссера :nunu: Что еще бросилось в глаза:
1. Фильм длится немногим более полутора часов, тогда как опера на добрый час длиннее. Капитан Очевидность подсказывает, что без сокращений не обошлось.
2. От красивейшей увертюры почти ничего не осталось, а то, что осталось, заглушает голос диктора, сначала бодро озвучивающего субтитры :fire: , а затем повествующего о нелегкой судьбе герцога де Риваса (кстати, нигде не смог найти подтверждения, что его действительно упекли в тюрячку) и его великих творческих планах, вынашиваемых им в тишине уютной камеры. Мы глубоко сочувствуем участнику двух революций, борцу за дело трудящихся и прогрессивному писателю Анхелю Сааведре, но не смей кромсать увертюру!!! :chainsaw:
3. Еще неизвестно зачем субтитры идут на фоне моря, хотя все действие происходит на континенте.
4. Выброшены: начало первого акта (дуэты Леоноры с отцом и со служанкой), "Rataplan" и проповедь Мелитоне в воинском лагере. Все остальное так или иначе порезано :fire:
5. Кое-что переставлено местами: Трабуко приходит в лагерь до первой дуэли Альваро и Карлоса, Леонора поет "Pace, pace" до второй.
6. Появляются два новых (сравнительно с оперой) персонажа: негр Моро и падре Ферре, которые, естественно, не поют (и вообще не говорят), но играют очень заметную роль. Так, первый сначала спасает малолетнего Альваро из тюрьмы, потом помогает ему бежать после неудачного похищения Леоноры и, наконец, попав в руки к Карлосу, топится в море, чтобы избежать ненужных вопросов. Второй избавляет Альваро от виселицы, отправив в монастырь, а затем (sancta simplicitas!) открывает его местопребывание Карлосу, преисполненному христианских чувств после первой дуэли.
7. Сааведра пишет свою драму по-итальянски - видимо, с тем, чтобы потом Верди и Пьяве не нужно было возиться с переводом. За это ему спасибо, конечно :)
А теперь о хорошем, то есть о певцах.
Трабуко - отлично и сыграно, и спето. Еще одно подтверждение тому, что нет маленьких ролей - есть маленькие актеры. Или певцы. Выразительный, приятный характерный тенор. Еще бы узнать - кто именно (уж не Пальма ли?)
Прециозилла - тоже не к чему придраться. Хороша и вокально (жаль, что так мало поет), и актерски (действительно, веселая маркитантка, а не нахальная дешевая шлюшка, увязавшаяся за армией).
Леонора - конечно, не идет ни в какое сравнение ни с Тебальди, ни с Кабалье - в голосе полно посторонних призвуков, чуть ли не хрипов (особенно на piano, как в "La vergine degli angeli"). Но слушать все равно приятно, так как поет мягче и нежнее, чем они. Или тут сыграла свою роль внешность Корради? :inlove: Не знаю, но мне понравилась (хотя до идеала, безусловно, далеко).
Мелитоне - безусловно хорош. Сначала очень натурально сердится на нищих и даже оттаскивает за шкирку двоих ребят от котла с похлебкой, а уходя - тайком сует бродяге кусок хлеба. Очень изящно сделано! Этим и должен заниматься режиссер - искать мелкие штрихи, колоритные детали, удобные мизансцены, полнее раскрывающие характер персонажа, а не ставить все с ног на голову, провозглашая себя новатором и ниспровергателем основ. Трудно? А кто говорил, что будет легко? :) Да, вокально тоже в порядке.
Падре - глубокий, бархатный, отличный бас! Плюс некая отрешенность "от мира сего" в голосе и в игре (не узнал, что Леонора - donna, пока та сама не сказала, хотя стоял почти вплотную и она не отворачивалась; не закричал со всей мочи: "Leonora di Vargas!", будто ведьму увидел, а просто удивился) и вместе с тем - спокойствие и уверенность в том, что все в этом мире совершается в соответствии с Промыслом Божьим, а значит - суетиться и волноваться по пустякам совершенно ни к чему. Если его что-то и интересует - так это борьба с антихристом и слугами его, и слушая "Maledizione!" нельзя сомневаться, что дьявол рано или поздно будет побежден. И скорее рано, чем поздно :) В общем, если не идеально - то весьма близко к этому.
Альваро - довольно красивый тенор, очень напоминающий Дель Монако со всеми его плюсами и минусами: достоинство и благородство в сочетании с негибкостью и холодностью. Совсем не убедил во "Fratello! Riconoscimi!", но был неожиданно хорош в "Solemne": слабый голос умирающего, полный страдания и мольбы. В общем - товарищ на любителя.
Карлос - Гобби в очередной раз порадовал. Удивительно естественен и органичен: достоинство без высокомерия, злоба без ломания табуреток, нежность без розовых соплей. И потрясающая постепенная трансформация по ходу фильма из "зайки" в "злобного гада". И замечательное богатство мимики: во время первой дуэли каких только эмоций не было на лице - и сдержанная издевка, и оскорбленное самолюбие, и досадное нетерпение, и лютая ненависть, и я не знаю, что еще. Все это в полной мере относится и к голосу - богатство оттенков просто невообразимое. Но все же для полнейшего совершенства во второй дуэли хотелось бы большей плотности звучания :)
Один из лучших моментов:
www.youtube.com/watch?v=yv2XRonm1pw
P.S. Да, если кто может что-нибудь прояснить относительно состава - буду очень благодарен.

@темы: Верди, Гобби, Сила судьбы, опера

13:11 

Золотой список, или спектакли выше критики (видео)

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Как явствует из заглавия, сюда попадут те фильмы и постановки, которые произвели на меня неизгладимое впечатление и надолго (а может быть - и навсегда) останутся эталонами и маяками на оперных просторах. Это, конечно, не значит, что в них нет недостатков. Но недостатки эти... не то, чтобы не хочется замечать - их действительно не замечаешь, так как они ничтожны по сравнению с мощным эстетическим воздействием спектакля и совершенно растворяются в нем. На чем же основано это воздействие?
Если собственно оперу рассматривают как единство слова, музыки и драматичекого действия (Вагнер, кажется?), то оперный спектакль можно представить как единство оформительской (декорации, костюмы, грим), музыкальной (оркестр, ансамбли, солисты и их сочетание) и актерской (режиссерская концепция и собственно игра исполнителей) составляющих. По моему глубокому убеждению, именно на балансе этих трех китов, на гармонии всех перечисленных элементов должна основываться всякая постановка, если она ищет путь к сердцам зрителей. Самая роскошная постановка провалится, если не будет достойных исполнителей (и наоборот, впечатление от самых великолепных голосов, поющих в сарае, неминуемо снизится). Оркестр и хор должны звучать мощно, но не заглушать солистов... Это азбучные истины? Но почему тогда они нарушаются на каждом шагу?
Отдельно о певцах. Я рядовой любитель оперы, мое музыкальное образование - полтора класса, поэтому больше всего в пении ценю красоту тембра, мастерство звуковедения, точность фразировки, богатство интонаций и выразительность исполнения. И степень вживания в образ, конечно. А прикрытый и неприкрытый звук, смыкание и несмыкание связок и количество взятых си-бекаров - для меня китайская грамота. Но стоит ли превращать пение в спорт? Не является ли оно чем-то большим, нежели определенное количество определенной тональности нот, чисто взятых безвибратным голосом, "опертым на дыхание" (или как это там называется?) Может быть, существует трудноопределимое "нечто", заставляющее с замиранием сердца вслушиваться даже не в самые красивые и совершенные голоса? Во всяком случае, мне приятно думать именно так. Товарищей же, определяющих качество партии количеством спетых (неспетых) певцом верхних нот, я бы сравнил с критиком, судящим о романе по количеству орфографических ошибок. Однако к делу.
Первой записью будет этот спектакль "Ла Скала" 1986 года (с него, собственно, все и началось):

Царь - Паата Бурчуладзе (Paata Burchuladze)
Амнерис - Гена Димитрова (Ghena Dimitrova)
Аида - Мария Кьяра (Maria Chiara)
Радамес - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Рамфис - Николай Гяуров (Nicolai Ghiaurov)
Амонасро - Хуан Понс (Juan Pons)
Дирижер - Lorin Maazel
Оркестр и хор - Ла Скала, Милан
Режиссер - Лука Ронкони (Luca Ronconi)


Описывать словами совершенно бессмысленно - это надо видеть. Только пару слов о Лучано. Да, есть Джильи и Дель Монако, но мне Паваротти нравится больше. Так, как он поет хотя бы "Nel fiero anelito di nuova guerra" в третьем акте - не поет больше никто...
Отвратного качества кусочек с трубы:


Следующим будет этот фильм 1982 года:

Виолетта - Тереза Стратас (Teresa Stratas)
Альфред - Пласидо Доминго (Placido Domingo)
Жермон - Корнелл Макнил (Cornell MacNeil)
Дирижёр - Джеймс Левайн (James Levine)
Оркестр и хор театра Метрополитен Опера
Режиссёр - Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli)


Описания и комментарии здесь тоже ни к чему. Думаю, лучшей записи для первого знакомства с оперой придумать сложно. Будь моя воля - показывал бы в школах на уроках МХК. Пара слов о Статас. Да, наверное, она не лучшая Виолетта в вокальном плане. Но сила созданного образа такова, что об этом забываешь. Еще очень радует, что Альфред представлен не сластолюбивым подонком и не легкомысленным повесой - это честный и тоже глубоко страдающий герой.
Кульминация действия - скандал в благородном семействе веселом доме:

запись создана: 11.12.2010 в 14:51

@темы: Опера

14:24 

Ненависть, ненависть, ненависть, или "Эрнани" в MET

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Речь будет идти об этой постановке 1983 года:

Эрнани - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Дон Карлос - Шерил Милнз (Sherrill Milnes)
Дон Сильва - Руджеро Раймонди (Ruggero Raimondi)
Эльвира - Леона Митчел (Leona Mitchell)
Режиссер: Пьер Луиджи Самаритани (Pier Luigi Samaritani)
Дирижёр: Джеймс Левайн (James Levine)

(Украдено с торрентов).

Очень красивая и масштабная постановка (как это обычно и бывает в MET) с прекрасным составом. Даже не хочется говорить о недостатках, тем более, что их совсем немного. Но все же коротенько:
1. На бедной Эльвире в первом акте так тесно зашнуровали платье, что вообще непонятно, как она дышала. Неудивительно, что в финале "Ernani involami" у нее не хватило дыхания перед заключительным "me".
2. Хор служанок поет нестройно и очень слабо.
3. Так же тускло и слабо в первом акте поет Дон Карлос-в ансамблях его просто не слышно. Но потом распелся :)
4. Сильва носит на груди какую-то уродливую бляху на толстенной цепи, больше напоминающую вериги Юродивого, чем украшение :alles: У Карлоса на груди тоже что-то странное (вроде слона), но выглядит куда приличнее :)
5. Еще в трех сценах (свадьба Сильвы, Аахен и замок Эрнани) зачем-то наличествует лестница, причем очень внушительных размеров (особенно в первых двух случаях). Зачем это сделано-я так и не понял :hmm:
6. Эрнани приходит на свадьбу Сильвы с рогом, одетым прямо поверх монашеской рясы. Возникает законный вопрос: зачем монаху (пилигриму) рог?
А теперь о приятном. Как явствует из заглавия, опера содержит зашкаливающее количество ненависти, изрыгаемой персонажами друг на друга. Коротко о положении сил: Эрнани ненавидит Сильву; Эрнани и бандиты ненавидят Карлоса; Сильва ненавидит Эрнани; Сильва, Эрнани, бандиты Эрнани и клевреты Сильвы ненавидят Карлоса; Карлос ненавидит Эрнани, Сильву и бунтовщиков; Эльвира ненавидит всех Сильву. Вроде ничего не забыл. Правда, в третьем действии Карлос (уже Карл Пятый) попытался разрулить ситуацию и всех помирить, но у него, естественно, ничего не вышло. Неудивительно, что все это придает действию стремительность, непредсказуемость и драматизм и смотрится опера на одном дыхании. Очень жаль, что ее так редко ставят! Теперь о солистах:
Дон Карлос-пожалуй, порадовал меньше всех. Про первый акт уже было сказано; в дальнейшем пел гораздо лучше, но все равно чего-то не хватало. Может быть-красоты голоса. Может быть-просто музыкальности, тонкости, чувства меры (злоупотреблял с forte-к примеру, в "O sommo Carlo"). Актерски неплох, но слишком часто не к месту улыбался, что недопустимо снижало количество ненависти.
Эльвира-неплохое негр афро-американское сопрано. В общем, придраться не к чему: свободный, мощный звук, прочувствованное исполнение. Но и чем-то сверхъестественным не впечатлила-наверняка можно спеть и лучше. Сыграла достаточно убедительно, за исключение концовки: как-то очень неспешно пошла к заколовшемуся мужу, а потом не рухнула замертво, а просто склонилась на его труп. Все впечатление испортила :fire:
Сильва-просто исчадие ада! :crzsot: Мефистофель, Яго и Скарпия дружно курят в сторонке. В "Infelice", по-моему, даже голос перехватывало от ненависти. И когда Карлос уводит Эльвиру и он в отчаянии падает на лестницу-голос тоже полон ненависти, хотя поет совсем о другом. Короче, мощный старик :) Ну, голос Раймонди в представлении не нуждается: кто слышал-тот вряд ли забудет. А кто не слышал-много потерял :) Один из лучших басов современности.
Эрнани-разве Паваротти может петь плохо? :inlove: Вообще-то да, может. -Один раз не считается. Энергия, свежесть и умопомрачительная красота звучания-все как обычно. Отдельно об образе: как это ни покажется удивительным, но Паваротти весьма убедителен актерски в роли молодого разбойника (даже мечом машет). Кто не верит-может убедиться сам. Вот, кстати, его дуэт с Сильвой-правда, весьма отвратного качества:

Резюме: кто еще не знаком с этой незаслуженно забытой редко исполняемой оперой Верди-очень рекомендую.
P.S. По непроверенным данным, арию "Odi il voto" Верди написал специально для русского тенора Николая Иванова по просьбе Россини. Кто может подтвердить или опровергнуть это-большая просьба отписаться.

@темы: Верди, Паваротти, Раймонди, Эрнани, опера

20:57 

Сонное царство, или "Хованщина" Веры Строевой

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Сегодня-разговор об этом фильме 1959 года:

Хованский – Алексей Кривченя
Досифей – Марк Рейзен
Марфа – Кира Леонова
Андрей – Антон Григорьев
Голицын – В.Петров
Кузька – Алексей Масленников
Шакловитый – Евгений Кибкало
Вожак – Виктор Нечипайло
Подьячий – Н.Захаров
Режиссер: Вера Строева
Дирижёр: Евгений Светланов


Думаю, сюжет этой оперы не намного уступит в запутанности пресловутому "Трубадуру"-внятно пересказать его очень затруднительно. Эта же постановка запутывает все еще больше. Какие приятные нововведения мы в ней наблюдаем?
1. Появляется новый персонаж-народный Вожак, поющий басом. Впрочем, собственной партии у него нет, он крадет слова из чужих :alles:
2. Прекрасную увертюру заглушает голос дурака-диктора, бодро озвучивающего какую-то ересь :alles:
3. Естественно, не обошлось без купюр: партия Сусанны выпала вся, от всех других отщипнуто по кусочку. У Марфы исчезла ария "Исходила младешенька", из-за чего сильно пострадал как ее образ, так и любовная линия. Спасибо Строевой :nunu:
4. Но кое-что и добавлено: к примеру, на вопрос Голицына (адресованный, кстати, Досифею) "Ну, а правленье-то какое?" Хованский невразумительно бормочет нечто вроде "Аз есмь царь! Я бы порулил, да кто ж мне даст?" Кто это придумал и зачем это нужно-я не понял :hmm:
5. Марфа (за исключением последней сцены) одета в мирское платье. Внешне же она скорее напоминает шлюшку из Лоскутного ряда веселую купеческую вдову, нежели фанатичную раскольницу. В финале сцены гадания делает жест, столь же напоминающий двуперстное знамение, как и рокерскую "козу" :alles:
6. Голицын внешностью очень напоминает Петра (хотя и с мерзкой трехдневной щетиной) и вообще выставлен в положительном свете, что кажется весьма спорным. Когда его увозят в ссылку, рядом с повозкой идет Вожак и типа сочувствует-это уже полная ахинея.
7. Народ с интересом наблюдает за сожжением раскольников-только что дрова не подкладывает :alles:
8. Заканчивается опера хором этого самого народа и идиотским заключением комментатора о том, как раньше все было плохо и как теперь, при лысом хере Никите Сергеевиче все стало хорошо.
О вокалистах: почти все поют очень невыразительно, без "накала" и страсти. А именно:
Шакловитый-ну почему, почему опять этот Кибкало? :apstenu: Видно же, что партия не его. Тут нужен бас или бас-баритон, зловещий и мрачный. Кибкало, конечно, пытался что-то изобразить, но... нет, не то. Вокальные средства не позволяют. С внешностью тоже не особо-опять эта аккуратная бородка и опрятная одежонка. Главное-нет никакого впечатления загадочности, дьявольского ума и расчета, скрытности и беспринципности. Ведь именно Шакловитый-главный двигатель действия (точнее-его политической части). Пока все бахвалятся своим могуществом и грызутся между собой, он действует, убирая одного за другим своих противников и расчищая себе путь наверх. И таки расчистил!
Вожак-поет во всех народных хорах (причем в "Ох, ты широкая матушка-Русь" солирует, что напрочь убивает все впечатление) и арию Шакловитого ("Ах, ты и в судьбине злосчастная"). С одной стороны-почему бы и нет? С другой стороны-сразу обесцвечивается мозгоразрывающая роль Шакловитого плюс куда более видную роль начинает играть народ, который (если не считать стрельцов и раскольников) в общем, в этой опере находится в глубокой ж на заднем плане. Не знаю, не знаю... Да, поет неплохо и образ тоже соответствует.
Кузька-тут все в порядке и с голосом (хотя поет маловато), и с образом-этакий молодой рубаха-парень, душа компании и выпивоха, как оно и должно быть.
Голицын-тенор как тенор. Ничем особенным не порадовал (его монолог тоже основательно сократили). И сыграл как-то вяло.
Андрей Хованский-то же самое. В сцене с Эммой его просто не было слышно (как и ее), а вот Марфу-замечательно :hmm: Разве что последующая драка со стрельцами неплоха. В общем-кисло. Слишком лиричен, на мой взгляд.
Марфа-больше нигде Леонову не слышал и ее имя мне ничего не говорит. Спела-не то что плохо, просто без всякого энтузиазма. Погадать-ладно, погадаю; на костре сгореть-ладно, тоже можно, ибо у меня рак и жить осталось три месяца. Примерно так. Внешность и игра в первых двух действиях вызывают самое тягостное недоумение.
Иван Хованский-этакий спесивый "тупоумный боярин", дорвавшийся до власти. В общем, верно, хотя у Мусоргского образ несколько сложнее, на мой взгляд. Неудивительно, что в сцене прощания со стрельцами был неубедителен. Зато вокально-хорош; мощный и властный голос, а энергии хватило бы на всех участников фильма, вместе взятых.
Досифей-собственно, Марк Рейзен-и этим все сказано. Но наверняка не лучшее его исполнение. "Здесь, на этом месте" он может петь куда интереснее, и вообще. При первом появлении очень страшно выглядит-прямо Великий Инквизитор какой-то. Или Иван Грозный в старости. Потом немного подобрел :)
Ну и Подьячий-мне понравился больше всех. Хороший характерный тенор, очень подходящий для этой партии и убедительный образ канцелярской крысы, поседевшей за написанием доносов прошений. Рожа такая, что плюнуть хочется.
Еще немного о хорошем:
1. Марфа в скиту настолько навострилась в ножевом бою, что выбивает у Андрея кинжал одним ударом :laugh:
2. ВНЕЗАПНО выясняется, что Досифей-это князь Мышкин Мышецкий.
3. Персидскую рабыню играет Майя Плисецкая :inlove:
Кусочек есть на трубе:


Резюме: если вы-не фанат Мусоргского, Плисецкой-или кого-то из солистов-лучше воздержаться от просмотра, так как есть гораздо более сильные исполнения. О них-в другой раз.

@темы: Мусоргский, Плисецкая, Рейзен, Хованщина, опера

01:48 

Кровища так и хлещет, или "Макбет" в Барселоне

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Что-то я все о фильмах да о фильмах... Пора и о постановках поговорить. Например, об этой:


Макбет-Карлос Альварес (Carlos Alvarez)
Банко-Роберто Скандиуцци (Roberto Scandiuzzi)
Леди Макбет-Мария Гулегина (Maria Guleghina)
Макдуф-Марко Берти (Marco Berti)
Малькольм-Хавьер Паласиос (Javier Palacios)
Дирижер-Бруно Кампанелла (Bruno Campanella)
Режиссер-Филлида Ллойд (Phyllida Lloyd)
Театр Liceu (Барселона), 2005 год

(Украдено с торрентов).

На мой взгляд-неплохая постановка. Минимум декораций, скудное освещение, черные костюмы (за исключением Макбета-видимо, чтобы кровь лучше было видно) и Леди в последнем акте (с той же целью, наверное),-все создает мрачную атмосферу, очень подходящую для этой оперы. Режиссер не насилует нам мозг концепциями-и это очень приятно. Но некоторые решения остались мне непонятны:
1. Ведьм в спектакле не три, а over 9000 по крайней мере тридцать. Все они почему-то в красных тюрбанах и держат красные же палки (трубки?), которыми производят загадочные движения.
2. То же самое касается убийц-их явно больше, чем необходимо, чтобы расправиться с двумя людьми (один из которых ребенок). Впрочем, они убивают еще двух монахов, которые некстати подвернулись.
3. В правом углу сцены наличествует труба с крантиком, как на водокачке. Персонажи время от времени подходят к ней помыть руки. Даже Флинс, который вроде никого не убивал :hmm: В общем, мысль хорошая, но труба выглядит как-то странновато...
4. Во время прихода гонцов, сообщающих Макбету о назначении его Кавдорским таном, на заднем плане появляется его распятый предшественник-видимо, как предупреждение.
5. Флинс не просто убегает-его спасают ведьмы. Непонятно, зачем это сделано :hmm:
6. В сценах с Макбетами почти постоянно присутствует кровать-к счастью, не используемая по прямому назначению :) Просто супруги время от времени залазят (бросаются, ложатся) на нее (Макбет-в сапогах! :nunu: ) и даже спят. В "Patria opressa" (и последующей арии Макдуфа) наличествуют уже две кровати-на одной в простации сидит Макбет, на другой батонит Леди :awake: То есть либо весь угнетенный ими народ пришел в их спальню, либо супруги решили заночевать посреди площади :alles:
7. В начале второго действия появляется клетка с короной, около которой ходит Леди (как кошка вокруг попугая). Что бы это значило-ведь Макбета короновали уже в конце первого? :crznope:
8. Макбет после второй встречи с ведьмами падает в обморок, и те его откачивают. В общем, неудивительно, так как второго духа ("окровавленное дитя") тут же на месте рожает одна из ведьм и оно (дите) с необрезанной пуповиной начинает вещать. Приятная картина :alles:
9. Вернувшись домой, Макбет... естественно, заваливается на кровать! Причем, судя по всему, засыпает и видит сон, как Леди нарожала ему кучу детишек и как они счастливы вместе. (Кстати, среди детишек один негритенок-не думаю, чтобы Макбет этому сильно обрадовался :) ) Но ВНЕЗАПНО всех детишек похищают ведьмы. Что это значило-я тоже не понял :hmm:
10. А потом Леди находит на полу игрушку, неизвестно откуда взявшуюся (материализовалась из сна, надо полагать).
11. Доктор приходит к больной с пустыми руками-то ли у него все в карманах, то ли он хилер (или кто там лечит наложением рук?) Кстати, руки он не моет.
12. Макбет пишет письмо Леди карандашом :alles:
13. Малькольм с соратниками приезжает на самодвижущейся повозке с резиновыми колесами (по-моему, от трактора) :alles:
14. Соратники вооружены палками длиной метра в четыре. Но несмотря на то, что макбетовские головорезы были вооружены до зубов, добро победило :)
15. Леди в сцене сомнабулизма моется в ванне (к счастью-в сорочке :) ), хотя вроде ей мерещились пятна только на руках :hmm:
И все это обильно сдобрено кровью: в крови Макбет и Банко во время встречи с ведьмами; в крови распятый кавдорский тан; естественно, в крови Макбет и Леди после убийства; в крови труп Дункана (зачем его показывают-тоже непонятно); с ног до головы в крови первые два духа, предсказывающие Макбету судьбу; естественно, в крови призрак Банко; в крови Леди (заколовшаяся кинжалом под одеялом :alles: ) и, конечно, в крови Макбет, которому выпускает кишки Макдаф сотоварищи. И сам Макдаф в финале в красном с головы до ног. Да, и на поклоны все выходят в окровавленном белье :alles: Такой вот красочный спектакль. Теперь кто как пел-играл:
Банко-на мой взгляд, слабоват. Голосу не хватает и силы, и красоты. "Oh qual orrenda notte" совершенно невыразительно спел, "Come dal ciel precipita" получше, но все равно далеко не идеально. Сыграл неплохо (хотя что там играть?)
Малькольм-спел достаточно неплохо, но вот внешность... Маленький, тщедушный, в какой-то белой кацавейке... Короче-совершенно не похож на королевского сына. Неудивительно, что когда в конце первого акта вынесли бесхозную корону и Макбет шагнул к ней, он сразу стушевался и ретировался.
Макдаф-спел неплохо, прочувствованно. Хотя можно и лучше. В финале классно окучил Макбета палкой.
Леди-красивое, очень техничное сопрано. Пожалуй, даже слишком красивое для такой партии-часто пыталась сделать свой голос зловещим и от того он терял в силе. Так, по крайней мере, мне показалось ("La luce Langue" начала слишком тихо, некоторые фразы были просто шепотом. Не есть гут). Зато очень грамотно прочитала письмо-себе, а не зрителям. В игре явно не хватает злобности и мрачности. Все-таки Леди-цитадель абсолютного зла воплощенное зло, она не колеблется ни минуту, не ведает жалости и страха (а тут, когда Макбет принес кинжал-промелькнула нерешительность). Доброй славянской душе трудно такое изобразить :) Хотя, по ходу, у меня просто запись плохая-вот кусочек, все отлично слышно:


Ну и Макбет-хорош, весьма хорош. Очень приятный баритон, гибкий и сильный. Убедителен в сценах сомнения и страха (то есть почти везде), а вот в "Perfidi!" хотелось бы больше ярости. Хотя я и тут скорее всего неправ. (Кстати, когда он взывает к своим головорезам :"La morte!"-те отвечают не сразу, а после секундной паузы и без всякого энтузиазма. Очень хорошо сделано. Еще Макбет после убийства короля крестится окровавленной рукой-тоже мелочь, а приятно эффекто выглядит). Интересная внешность: очень милый товарищ с аккуратной бородкой. Когда надел корону-сразу напомнил Царя-тряпку. Все-таки Макбет должен быть чуток посуровее. Хотя он по натуре не злодей и не будь жены-никогда бы не убил. Злодеяния не доставляют ему удовольствия, он просто вынужден продолжать начатое (в отличие от жены). Но это так, к слову. И еще деталь: в "сцене с кинжалом" этот самый кинжал отсутствует-просто две полосы света, падающего из дверей (тоже непонятно к чему). Неужели трудно изобразить этот самый кинжал проектором? Или просто на стенке нарисовать? :) Сцена-то, собственно, ключевая: Макбет принимает видение за знак свыше и это толкает его на убийство. Последняя капля, так сказать... На этом закончим, пожалуй. Вот Макбет:

Резюме: детям до 16, беременным женщинам и людям с неуравновешенной психикой лучше воздержаться от просмотра. Всем прочим рекомендую.
P.S. Как жаль, что Верди так и не собрался написать "Короля Лира"!

@темы: Гулегина, Макбет, опера

02:35 

Сахарный "Алеко"

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Фильм-опера 1953 года:


Алеко -Александр Огнивцев
Старый цыган, отец Земфиры -Марк Рейзен
Земфира-Инна Зубковская
Молодой цыган - Святослав Кузнецов -
Старая цыганка- Бронислава Златогорова
Режиссер-Сергей Сиделев
Дирижер-Николай Рабинович


Первая и последняя самая известная опера Рахманинова-его выпускное сочинение (1892 год).
Справедливо заметил Булгаков-"искусство цветет при сильной власти!" Фильм полностью это подтверждает, выгодно отличаясь от хрущевского говна творения, описанного двумя постами выше. Очень красочное (в прямом смысле-фильм цветной :) ) и качественное кино, напоминающее иллюстрации к книгам того же времени (титры тоже выдержаны в этом стиле). Еще один плюс-играют те же, кто и поет. Про подбор исполнителей я уже не говорю-имена Огнивцева и Рейзена говорят сами за себя. Сомнительно правда, чтобы пели Кузнецов и Зубковская-они артисты балета... Но это не так уж и важно.
Из недостатков можно отметить только качество записи звука ("металлическое" звучание). Еще-действие происходит около речушки, а Алеко поет свою каватину на берегу моря (для вящей романтики, надо полагать). Смотрится действительно очень эффектно:

Да, и Алеко в белой кружевной рубашке, выгуливающий медведа-это жесть :laugh:
Резюме: Если кто не знает, что Рахманинов писал оперы-смотрите, если кому лень читать Пушкина-смотрите, если просто соскучились по старым хорошим фильмам-тоже смотрите!

@темы: Алеко, Рахманинов, опера

23:57 

Зло побеждает разум, или "Паяцы"

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Фильм-опера 1954 года:

Канио - Франко Корелли (Franco Corelli)
Тонио - Тито Гобби (Tito Gobbi)
Недда - Мафальда Мичелуцци (Mafalda Micheluzzi)
Беппо - Марио Карлин (Mario Carlin)
Сильвио- Лино Пуглизи (Lino Puglisi)
Режиссёр - Франко Энрикез (Franco Enriquez)
Дирижёр - Альфредо Симионетто (Alfredo Simionetto)


Не большой поклонник веризма, но взялся за гуж-не говори, что не дюж. Опишу коротенько.
"Паяцы" очень легко экранизировать, так как все действие происходит в одном месте-на площади маленького итальянского городка. Нужно только декорации поменять да пролог вставить. Так что разница между фильмом и театральной постановкой будет минимальна-фантазию съемочной группы просто не к чему приложить. Что можно сказать о фильме? Играют все очень пристойно, за исключением разве Недды (на мой взгляд-переигрывает) и Тонио-о нем ниже. Когда Канио бросается на Недду с ножом в первом акте, Тонио помогает его обезоруживать. То ли действительно боится за нее, то ли хочет, чтобы муж прикончил сразу двоих-трудно сказать. По либретто вроде должен обезоруживать один Беппо... Остальное все как по писаному. Теперь о певцах.
Сильвио-баритон как баритон. Разве что спел немного холодновато, да и внешне как-то не похож на героя-любовника. Хотя может-так и было задумано для контраста с психом мужем.
Беппо-вполне приемлемый голос для такой партии. Не Козловский, конечно, но слушать можно. Кажется, что поет немного в нос... Ну да Бог с ним.
Недда-неплохое сопрано, хорошо наполненный, глубокий звук. Очень радует, что именно поет, а не кричит, как это многие делют в веристских партиях. Вот она (слева):

Канио-молодой Корелли тут очень хорош. Мощный, очень многокрасочный голос, мгновенно переходящий от нежности к ярости и обратно. Только некоторые верхние ноты... Ладно, не будем строить из себя спеца :) Тенор, безусловно, выдающийся.

Тонио-просто шедеврален! Не представляю, чтобы можно было спеть и сыграть лучше. Каждый взгляд, жест, движение к месту и убеждают на все сто. Законченный образ недалекого закомплексованного горбуна, который, наверное, впервые в жизни заговорил о своих чувствах-и над ним тут же насмеялись. "Мне отмщение и аз воздам!" Получился очень обаятельный негодяй, который и на негодяя-то не похож, а на ребенка, у которого украли любимую игрушку. Только вот игрушка была не его... В общем, очень убедительная игра (достаточно посмотреть начало второго акта, где он гримируется к спектаклю-помереть можно :laugh: ) То же относится и к голосу. Невообразимое количество эмоций и их оттенков, невероятная мощь звука, отличная дикция-в общем, на мой дилетантский взгляд, идеальный Тонио.

Резюме: качайте смело, не разочаруетесь!
P.S. Есть еще фильм 1948 года, тоже с Гобби-надо бы достать...

@темы: Гобби, Корелли, Паяцы, опера

02:29 

Выпотрошенная "Царская невеста"

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Речь пойдет об этом фильме-опере 1964 года:

Марфа —Галина Олейниченко (играет — Раиса Недашковская)
Любаша —Лариса Авдеева (играет — Наталья Рудная)
Грязной —Евгений Кибкало (играет— Отар Коберидзе)
Малюта Скуратов — А.Гелева (играет —Георгий Шевцов)
Бомелий — П.Чекин (играет — Владимир Зельдин )
Собакин — Александр Ведерников (играет —Николай Тимофеев)
Иван Лыков — Евгений Райков (играет —В. Нужный)
Режиссер-В. Гориккер
Дирижер-Е. Светланов

Товарищ Гориккер сократил все, что можно было сократить и выкинул все, что можно было выкинуть, за что и ответит на Страшном Суде :crzsot: Видимо, стояла задача уложиться в полтора часа. В полтора часа он не уложился, за что и ответил перед Партией :fire: Наверное. Что выкинуто:
1. Больше половины увертюры.
2. Ариозо ("Иное все") и ария ("Туча ненастная") Лыкова-от одной из главных партий вообще ничего не осталось. На пирушке у Грязного Лыков вообще не присутствует! :alles:
3. Красивейшая ария Собакина из четвертого акта, от чего эта роль тоже сильно потеряла.
4. Еще по мелочам-к примеру, речетатив Грязного после арии, часть песни Любаши.
5. Плюс кое-что изменено в тексте-Грязной поет "Что полюбился давно ей и ее назвал невестой" вместо "Что возвратился недавно из краев сюда заморских".
6. Наверняка и еще что-то.
Как следствие-фраза Марфы "Жених свою невесту забывает: вчера весь день и глаз не показал" становится загадочной (где он ошивался целый день?), а вопрос "В краях чужих, в чужих землях такое ль небо, как у нас?"-бессмысленным.
Что в итоге? Совершенно исчезла политическая линия оперы-Лыков только что вернулся из Западной Европы и, видимо, набрался завиральных мыслей насчет методов правления батюшки Иоанна ("А говорят, что царь наш грозен!") Таким образом, он не только личный, но и политический враг опричника Грязного и на него вполне могло поступить заявление в соответствующие органы по обвинению не только в колдовстве, но и в государственной измене. Впрочем, любовная линия практически не пострадала. :crzjump2:
Но надо отдать справедливость-снято достаточно неплохо, особенно финальная сцена. Порадовал также опричник, расправляющийся с жареным поросенком, и Лыков с Марфой, стоящие на носу лодки-привет "Титанику"! :hi: Что с вокалом?
Грязной-просто мимо кассы. Светлый лирический баритон Кибкало абсолютно не подходит к этой партии. С внешностью тоже не согласен-Грязной должен быть старше и грубее, развратнее. ИМХО, конечно.
Вот он какой:

Бомелий-то же самое. Гнусный голос и полное непопадание в образ. Поет "Люби меня, Любаша!"-и при этом боязливо оглядывается по сторонам :puke: Какой-то эстонец, а не авантюрист, прибывший "на ловлю счастья и чинов"... Вообще пока не слышал в записи ни одного адекватного Бомелия. А вот вживую довелось :yes:
Скуратов-хорош, особенно в актерском плане. Рыжая бородища, подозрительный взгляд, полная бесцеремонность-настоящий "пес государев". О голосе судить трудно, так как почти не поет (спасибо Гориккеру! :nunu: ) Но вроде ничего себе. На дворе у Собакиных поет как будто в цистерну (спасибо звукорежиссеру! :nunu: )
Лыков-тоже почти не поет. Судя по всему-тенор как тенор.
Собакин-очень хороший бас (видно уже из фразы "Покорно просим!")-мощный, широкий, бархатный, но тоже почти не поет. Еще раз спасибо Гориккеру! :nunu:
Марфа-довольно кислое сопрано. Под конец вроде немного распелась, но все равно впечатление среднее. Внешность тоже совершенно заурядная. ИМХО, безусловно. Как уже говорил-в сопранах ничего не понимаю.
Зато очень хороша Любаша-как актерски, так и вокально. Актерски даже больше. Роковая русская красавица. Белокурая бестия. Грязной-полный кретин, если мог променять такое сокровище на молоденькую деревенскую городскую дурочку. Удивительно цельный и убедительный образ покинутой женщины, готовой на все. Такое впечатление, что поет и играет один человек (кстати, Рудная очень четко попадает в слова-что вообще большая редкость). Сцена с Грязным-безусловно, одна из лучших в фильме. Потерянность и тоска сменяются сначала мольбой, а под конец ненавистью: "Не погуби души моей, Григорий!" Короче, это надо видеть. Хороша и ария "Господь тебя осудит", и песня "Снаряжай скорей"... да все хорошо. Но (разумеется, не обходится и без но) есть, пожалуй, и лучшие исполнения. О них-в другой раз.
Вот она, красавица: :inlove:

Резюме: Несмотря на перечисленные недостатки, вполне можно рекомендовать для первого знакомства с данной оперой как своеобразную Light-версию, так как других просто нет. По крайней мере, мне они неизвестны (кроме спектакля с Бородиной, показанного не так давно "Культурой"-но там полуконцертное исполнение).

@темы: Царская невеста, опера

16:36 

Первый блин. Древний "Трубадур" №1

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Начнем с этого фильма-оперы 1949 года:

Манрико-Джино Синимберги-Gino Sinimberghi (играет Антонио Сальварецца-Antonio Salvarezza)
Леонора-Викторина Колоннелло-Vittorina Colonnello (играет Франка Сакки-Franca Sacchi)
Граф ди Луна-Энцо Маскерини (Enzo Mascherini)
Азучена-Джанна Педерцини (Gianna Pederzini)
Режиссер-Кармине Галлоне (Carmine Gallone)
Дирижер-Габриэль Сантини (Gabriele Santini)


Качество записи довольно отвратное (что, в общем, неудивительно-фильм довольно древний), но речь не об этом. Снято очень качественно, со многими подробностями, поясняющими развитие действия этой не самой логичной оперы. Так, Манрико спасает Леонору от разбойников в лесу и так знакомится с ней. Не знаю, есть ли это у Гутьерреса или отсебятина находка режиссера, но выглядит очень органично. Также объяснено, почему граф и Леонора сочли Манрико погибшим (на поле битвы нашли его щит), как последний попал в плен и т.д. В общем-получилась довольно связная картина, которую даже можно попытаться пересказать. Но шампанское за это никто не даст, так что не будем :) Минус-почему-то выпущен рассказ Феррандо ("Di due figlie vivea padre beato") и так далее, так что его партия практически выпала. Просто показывается все то, о чем тот повествует: казнь старой цыганки, похищение графского отпрыска и сожжение вместо него цыганского (так как они поменялись чепчиками шапочками-тоже очень удачный ход). Почему нельзя было совместить-непонятно :protest: Еще, пожалуй, финальная сцена выглядит несколько растянутой. Категорический противник купюр, но здесь бы немного сократил в целях усиления драматизма. Играют все очень достойно. Теперь о вокале:
Леонора-ничего не понимаю в сопранах, но вроде спела неплохо (хотя наверняка можно лучше). Очень лирична (Викторина) и женственна (Франка). Когда она в четвертом акте становится на колени перед графом и поет: "Mira di accerbe lagrime", надо быть полным скотом баритоном с дюймовой шкурой, чтобы не внять.
Азучена-очень, очень неплоха. Разве что в игре немного не хватает надрыва (все же она должна была немного повредиться, когда поджарила собственное дитя :alles: ) и голос хотелось бы пониже, ближе к контральто. Но это ИМХО. Вот как она выглядит:

Граф-"компетентен вокально, но откровений не рождает", как кто-то сказал. Не особо впечатлил. Не хватает красоты в голосе.
Ну и Трубадур-хорош, особенно в "Mal reggendo", изящен, музыкален :) Но... чересчур уж лиричен, на мой взгляд. Хотелось бы более драматичного товарища. Хотя это я, наверное, уже придираюсь-"Di quella pira" спел-дай Бог каждому. Но все равно можно лучше :)
Резюме: хороший, очень романтичный фильм. Можно рекомендовать для первого знакомства с данной оперой. Дуэль на шпагах, ночная серенада под балконом, рыцарский турнир и похищение невесты прилагаются.

@темы: Трубадур, опера, фильм

Разная шняга

главная