domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Как явствует из заглавия, сюда попадут те фильмы и постановки, которые произвели на меня неизгладимое впечатление и надолго (а может быть - и навсегда) останутся эталонами и маяками на оперных просторах. Это, конечно, не значит, что в них нет недостатков. Но недостатки эти... не то, чтобы не хочется замечать - их действительно не замечаешь, так как они ничтожны по сравнению с мощным эстетическим воздействием спектакля и совершенно растворяются в нем. На чем же основано это воздействие?
Если собственно оперу рассматривают как единство слова, музыки и драматичекого действия (Вагнер, кажется?), то оперный спектакль можно представить как единство оформительской (декорации, костюмы, грим), музыкальной (оркестр, ансамбли, солисты и их сочетание) и актерской (режиссерская концепция и собственно игра исполнителей) составляющих. По моему глубокому убеждению, именно на балансе этих трех китов, на гармонии всех перечисленных элементов должна основываться всякая постановка, если она ищет путь к сердцам зрителей. Самая роскошная постановка провалится, если не будет достойных исполнителей (и наоборот, впечатление от самых великолепных голосов, поющих в сарае, неминуемо снизится). Оркестр и хор должны звучать мощно, но не заглушать солистов... Это азбучные истины? Но почему тогда они нарушаются на каждом шагу?
Отдельно о певцах. Я рядовой любитель оперы, мое музыкальное образование - полтора класса, поэтому больше всего в пении ценю красоту тембра, мастерство звуковедения, точность фразировки, богатство интонаций и выразительность исполнения. И степень вживания в образ, конечно. А прикрытый и неприкрытый звук, смыкание и несмыкание связок и количество взятых си-бекаров - для меня китайская грамота. Но стоит ли превращать пение в спорт? Не является ли оно чем-то большим, нежели определенное количество определенной тональности нот, чисто взятых безвибратным голосом, "опертым на дыхание" (или как это там называется?) Может быть, существует трудноопределимое "нечто", заставляющее с замиранием сердца вслушиваться даже не в самые красивые и совершенные голоса? Во всяком случае, мне приятно думать именно так. Товарищей же, определяющих качество партии количеством спетых (неспетых) певцом верхних нот, я бы сравнил с критиком, судящим о романе по количеству орфографических ошибок. Однако к делу.
Первой записью будет этот спектакль "Ла Скала" 1986 года (с него, собственно, все и началось):

Царь - Паата Бурчуладзе (Paata Burchuladze)
Амнерис - Гена Димитрова (Ghena Dimitrova)
Аида - Мария Кьяра (Maria Chiara)
Радамес - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Рамфис - Николай Гяуров (Nicolai Ghiaurov)
Амонасро - Хуан Понс (Juan Pons)
Дирижер - Lorin Maazel
Оркестр и хор - Ла Скала, Милан
Режиссер - Лука Ронкони (Luca Ronconi)


Описывать словами совершенно бессмысленно - это надо видеть. Только пару слов о Лучано. Да, есть Джильи и Дель Монако, но мне Паваротти нравится больше. Так, как он поет хотя бы "Nel fiero anelito di nuova guerra" в третьем акте - не поет больше никто...
Отвратного качества кусочек с трубы:


Следующим будет этот фильм 1982 года:

Виолетта - Тереза Стратас (Teresa Stratas)
Альфред - Пласидо Доминго (Placido Domingo)
Жермон - Корнелл Макнил (Cornell MacNeil)
Дирижёр - Джеймс Левайн (James Levine)
Оркестр и хор театра Метрополитен Опера
Режиссёр - Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli)


Описания и комментарии здесь тоже ни к чему. Думаю, лучшей записи для первого знакомства с оперой придумать сложно. Будь моя воля - показывал бы в школах на уроках МХК. Пара слов о Статас. Да, наверное, она не лучшая Виолетта в вокальном плане. Но сила созданного образа такова, что об этом забываешь. Еще очень радует, что Альфред представлен не сластолюбивым подонком и не легкомысленным повесой - это честный и тоже глубоко страдающий герой.
Кульминация действия - скандал в благородном семействе веселом доме:

запись создана: 11.12.2010 в 14:51

@темы: Опера