domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Что-то я все о фильмах да о фильмах... Пора и о постановках поговорить. Например, об этой:


Макбет-Карлос Альварес (Carlos Alvarez)
Банко-Роберто Скандиуцци (Roberto Scandiuzzi)
Леди Макбет-Мария Гулегина (Maria Guleghina)
Макдуф-Марко Берти (Marco Berti)
Малькольм-Хавьер Паласиос (Javier Palacios)
Дирижер-Бруно Кампанелла (Bruno Campanella)
Режиссер-Филлида Ллойд (Phyllida Lloyd)
Театр Liceu (Барселона), 2005 год

(Украдено с торрентов).

На мой взгляд-неплохая постановка. Минимум декораций, скудное освещение, черные костюмы (за исключением Макбета-видимо, чтобы кровь лучше было видно) и Леди в последнем акте (с той же целью, наверное),-все создает мрачную атмосферу, очень подходящую для этой оперы. Режиссер не насилует нам мозг концепциями-и это очень приятно. Но некоторые решения остались мне непонятны:
1. Ведьм в спектакле не три, а over 9000 по крайней мере тридцать. Все они почему-то в красных тюрбанах и держат красные же палки (трубки?), которыми производят загадочные движения.
2. То же самое касается убийц-их явно больше, чем необходимо, чтобы расправиться с двумя людьми (один из которых ребенок). Впрочем, они убивают еще двух монахов, которые некстати подвернулись.
3. В правом углу сцены наличествует труба с крантиком, как на водокачке. Персонажи время от времени подходят к ней помыть руки. Даже Флинс, который вроде никого не убивал :hmm: В общем, мысль хорошая, но труба выглядит как-то странновато...
4. Во время прихода гонцов, сообщающих Макбету о назначении его Кавдорским таном, на заднем плане появляется его распятый предшественник-видимо, как предупреждение.
5. Флинс не просто убегает-его спасают ведьмы. Непонятно, зачем это сделано :hmm:
6. В сценах с Макбетами почти постоянно присутствует кровать-к счастью, не используемая по прямому назначению :) Просто супруги время от времени залазят (бросаются, ложатся) на нее (Макбет-в сапогах! :nunu: ) и даже спят. В "Patria opressa" (и последующей арии Макдуфа) наличествуют уже две кровати-на одной в простации сидит Макбет, на другой батонит Леди :awake: То есть либо весь угнетенный ими народ пришел в их спальню, либо супруги решили заночевать посреди площади :alles:
7. В начале второго действия появляется клетка с короной, около которой ходит Леди (как кошка вокруг попугая). Что бы это значило-ведь Макбета короновали уже в конце первого? :crznope:
8. Макбет после второй встречи с ведьмами падает в обморок, и те его откачивают. В общем, неудивительно, так как второго духа ("окровавленное дитя") тут же на месте рожает одна из ведьм и оно (дите) с необрезанной пуповиной начинает вещать. Приятная картина :alles:
9. Вернувшись домой, Макбет... естественно, заваливается на кровать! Причем, судя по всему, засыпает и видит сон, как Леди нарожала ему кучу детишек и как они счастливы вместе. (Кстати, среди детишек один негритенок-не думаю, чтобы Макбет этому сильно обрадовался :) ) Но ВНЕЗАПНО всех детишек похищают ведьмы. Что это значило-я тоже не понял :hmm:
10. А потом Леди находит на полу игрушку, неизвестно откуда взявшуюся (материализовалась из сна, надо полагать).
11. Доктор приходит к больной с пустыми руками-то ли у него все в карманах, то ли он хилер (или кто там лечит наложением рук?) Кстати, руки он не моет.
12. Макбет пишет письмо Леди карандашом :alles:
13. Малькольм с соратниками приезжает на самодвижущейся повозке с резиновыми колесами (по-моему, от трактора) :alles:
14. Соратники вооружены палками длиной метра в четыре. Но несмотря на то, что макбетовские головорезы были вооружены до зубов, добро победило :)
15. Леди в сцене сомнабулизма моется в ванне (к счастью-в сорочке :) ), хотя вроде ей мерещились пятна только на руках :hmm:
И все это обильно сдобрено кровью: в крови Макбет и Банко во время встречи с ведьмами; в крови распятый кавдорский тан; естественно, в крови Макбет и Леди после убийства; в крови труп Дункана (зачем его показывают-тоже непонятно); с ног до головы в крови первые два духа, предсказывающие Макбету судьбу; естественно, в крови призрак Банко; в крови Леди (заколовшаяся кинжалом под одеялом :alles: ) и, конечно, в крови Макбет, которому выпускает кишки Макдаф сотоварищи. И сам Макдаф в финале в красном с головы до ног. Да, и на поклоны все выходят в окровавленном белье :alles: Такой вот красочный спектакль. Теперь кто как пел-играл:
Банко-на мой взгляд, слабоват. Голосу не хватает и силы, и красоты. "Oh qual orrenda notte" совершенно невыразительно спел, "Come dal ciel precipita" получше, но все равно далеко не идеально. Сыграл неплохо (хотя что там играть?)
Малькольм-спел достаточно неплохо, но вот внешность... Маленький, тщедушный, в какой-то белой кацавейке... Короче-совершенно не похож на королевского сына. Неудивительно, что когда в конце первого акта вынесли бесхозную корону и Макбет шагнул к ней, он сразу стушевался и ретировался.
Макдаф-спел неплохо, прочувствованно. Хотя можно и лучше. В финале классно окучил Макбета палкой.
Леди-красивое, очень техничное сопрано. Пожалуй, даже слишком красивое для такой партии-часто пыталась сделать свой голос зловещим и от того он терял в силе. Так, по крайней мере, мне показалось ("La luce Langue" начала слишком тихо, некоторые фразы были просто шепотом. Не есть гут). Зато очень грамотно прочитала письмо-себе, а не зрителям. В игре явно не хватает злобности и мрачности. Все-таки Леди-цитадель абсолютного зла воплощенное зло, она не колеблется ни минуту, не ведает жалости и страха (а тут, когда Макбет принес кинжал-промелькнула нерешительность). Доброй славянской душе трудно такое изобразить :) Хотя, по ходу, у меня просто запись плохая-вот кусочек, все отлично слышно:


Ну и Макбет-хорош, весьма хорош. Очень приятный баритон, гибкий и сильный. Убедителен в сценах сомнения и страха (то есть почти везде), а вот в "Perfidi!" хотелось бы больше ярости. Хотя я и тут скорее всего неправ. (Кстати, когда он взывает к своим головорезам :"La morte!"-те отвечают не сразу, а после секундной паузы и без всякого энтузиазма. Очень хорошо сделано. Еще Макбет после убийства короля крестится окровавленной рукой-тоже мелочь, а приятно эффекто выглядит). Интересная внешность: очень милый товарищ с аккуратной бородкой. Когда надел корону-сразу напомнил Царя-тряпку. Все-таки Макбет должен быть чуток посуровее. Хотя он по натуре не злодей и не будь жены-никогда бы не убил. Злодеяния не доставляют ему удовольствия, он просто вынужден продолжать начатое (в отличие от жены). Но это так, к слову. И еще деталь: в "сцене с кинжалом" этот самый кинжал отсутствует-просто две полосы света, падающего из дверей (тоже непонятно к чему). Неужели трудно изобразить этот самый кинжал проектором? Или просто на стенке нарисовать? :) Сцена-то, собственно, ключевая: Макбет принимает видение за знак свыше и это толкает его на убийство. Последняя капля, так сказать... На этом закончим, пожалуй. Вот Макбет:

Резюме: детям до 16, беременным женщинам и людям с неуравновешенной психикой лучше воздержаться от просмотра. Всем прочим рекомендую.
P.S. Как жаль, что Верди так и не собрался написать "Короля Лира"!

@темы: Гулегина, Макбет, опера