Речь будет идти об этой постановке 1983 года:

Эрнани - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Дон Карлос - Шерил Милнз (Sherrill Milnes)
Дон Сильва - Руджеро Раймонди (Ruggero Raimondi)
Эльвира - Леона Митчел (Leona Mitchell)
Режиссер: Пьер Луиджи Самаритани (Pier Luigi Samaritani)
Дирижёр: Джеймс Левайн (James Levine)

(Украдено с торрентов).

Очень красивая и масштабная постановка (как это обычно и бывает в MET) с прекрасным составом. Даже не хочется говорить о недостатках, тем более, что их совсем немного. Но все же коротенько:
1. На бедной Эльвире в первом акте так тесно зашнуровали платье, что вообще непонятно, как она дышала. Неудивительно, что в финале "Ernani involami" у нее не хватило дыхания перед заключительным "me".
2. Хор служанок поет нестройно и очень слабо.
3. Так же тускло и слабо в первом акте поет Дон Карлос-в ансамблях его просто не слышно. Но потом распелся
4. Сильва носит на груди какую-то уродливую бляху на толстенной цепи, больше напоминающую вериги Юродивого, чем украшение У Карлоса на груди тоже что-то странное (вроде слона), но выглядит куда приличнее
5. Еще в трех сценах (свадьба Сильвы, Аахен и замок Эрнани) зачем-то наличествует лестница, причем очень внушительных размеров (особенно в первых двух случаях). Зачем это сделано-я так и не понял
6. Эрнани приходит на свадьбу Сильвы с рогом, одетым прямо поверх монашеской рясы. Возникает законный вопрос: зачем монаху (пилигриму) рог?
А теперь о приятном. Как явствует из заглавия, опера содержит зашкаливающее количество ненависти, изрыгаемой персонажами друг на друга. Коротко о положении сил: Эрнани ненавидит Сильву; Эрнани и бандиты ненавидят Карлоса; Сильва ненавидит Эрнани; Сильва, Эрнани, бандиты Эрнани и клевреты Сильвы ненавидят Карлоса; Карлос ненавидит Эрнани, Сильву и бунтовщиков; Эльвира ненавидит всех Сильву. Вроде ничего не забыл. Правда, в третьем действии Карлос (уже Карл Пятый) попытался разрулить ситуацию и всех помирить, но у него, естественно, ничего не вышло. Неудивительно, что все это придает действию стремительность, непредсказуемость и драматизм и смотрится опера на одном дыхании. Очень жаль, что ее так редко ставят! Теперь о солистах:
Дон Карлос-пожалуй, порадовал меньше всех. Про первый акт уже было сказано; в дальнейшем пел гораздо лучше, но все равно чего-то не хватало. Может быть-красоты голоса. Может быть-просто музыкальности, тонкости, чувства меры (злоупотреблял с forte-к примеру, в "O sommo Carlo"). Актерски неплох, но слишком часто не к месту улыбался, что недопустимо снижало количество ненависти.
Эльвира-неплохое негр афро-американское сопрано. В общем, придраться не к чему: свободный, мощный звук, прочувствованное исполнение. Но и чем-то сверхъестественным не впечатлила-наверняка можно спеть и лучше. Сыграла достаточно убедительно, за исключение концовки: как-то очень неспешно пошла к заколовшемуся мужу, а потом не рухнула замертво, а просто склонилась на его труп. Все впечатление испортила
Сильва-просто исчадие ада! Мефистофель, Яго и Скарпия дружно курят в сторонке. В "Infelice", по-моему, даже голос перехватывало от ненависти. И когда Карлос уводит Эльвиру и он в отчаянии падает на лестницу-голос тоже полон ненависти, хотя поет совсем о другом. Короче, мощный старик Ну, голос Раймонди в представлении не нуждается: кто слышал-тот вряд ли забудет. А кто не слышал-много потерял Один из лучших басов современности.
Эрнани-разве Паваротти может петь плохо? Вообще-то да, может. -Один раз не считается. Энергия, свежесть и умопомрачительная красота звучания-все как обычно. Отдельно об образе: как это ни покажется удивительным, но Паваротти весьма убедителен актерски в роли молодого разбойника (даже мечом машет). Кто не верит-может убедиться сам. Вот, кстати, его дуэт с Сильвой-правда, весьма отвратного качества:

Резюме: кто еще не знаком с этой незаслуженно забытой редко исполняемой оперой Верди-очень рекомендую.
P.S. По непроверенным данным, арию "Odi il voto" Верди написал специально для русского тенора Николая Иванова по просьбе Россини. Кто может подтвердить или опровергнуть это-большая просьба отписаться.