Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Сегодня на очереди вот эта вещь 1958 года:
Маркиз ди Калатрава - Джорджио Альгорта (Giorgio Algorta)
Леонора - Рената Тебальди (Renata Tebaldi)
Дон Карлос - Этторе Бастианини (Ettore Bastianini)
Дон Альваро - Франко Корелли (Franco Corelli)
Прециозилла - Оралия Домингес (Oralia Domingues)
Падре Гуардиано - Борис Христов (Boris Christoff)
Фра Мелитоне - Ренато Капеччи (Renato Capecchi)
Оркестр и хор театра Сан-Карло в Неаполе
Дирижер - Франческо Молинари Праделли (Francesco Molinari Pradelli)
(Есть вкунтактике).
Надоело уже критиковать - пора начинать восхвалять, тем более что есть прекрасный повод. Уже по составу видно, что постановкавыдающаяся далеко не заурядная. Интересно, как только скромному неаполитанскому театру удалось собрать такой? Постановка тоже порадовала если не пышностью, то разнообразием: декорации менялись в каждой картине, а в этой опере их немало (правда, одну - сцену первой дуэли Альваро и Карлоса - все-таки опустили). Что можно сказать о певцах?
Пели все, не исключая компримариев, очень хорошо, некоторые просто замечательно, но... не все "попадали в роль". А именно:
Леонора - главное разочарование. Не знаю, что и кому хотела доказать Тебальди, но она явно задалась целью перепеть всех своих партнеров. Справедливости ради надо сказать, что это ей удалось (по крайней мере, в отношении Альваро и Гуардиано), но на пользу делу явно не пошло. Ни малейшей тени смирения и раскаяния даже в "Pace, pace" - сплошной протест и бунт. Просто удивительно, как с таким темпераментом она решила уйти в монастырь, а не убежала в Америку или не организовала разбойничью шайку. По прибытии в монастырь так дергала колокольчик, что чуть ворота не снесла
Хотя за голос можно многое простить.
Настоятель - тоже ничем особо не порадовал. Таким голосом можно петь Великого Инкизитора (или, скажем, Фиеско), но никак не эту партию. Дуэт с Леонорой превратился в форменный допрос (впрочем, она тоже в долгу не осталась). Призывы к милосердию, провозглашаемые железобетонным голосом, никого, естественно, тронуть не могут. Да, и прическа тоже очень странная.
Мелитоне - баритон хороший (слышал его в партии Яго), но вот актерски, на мой взгляд, немного переигрывает (взять хотя бы затрещины половником, раздаваемые по пятым точкам нищих). К тому же никак не мог представить его в очках...
Прециозилла - хорошее, красивое меццо (одна из лучших Амнерис, мною слышанных), но немного не хватает живости и игривости (особенно в "Rataplanе"). Внешне тоже больше напоминает хозяйку трактира, чем молодую цыганку.
Карлос - видимо, я изначально составил себе неверное представление о голосе Бастианини. У него плотный драматический баритон холодноватой окраски, сходный с Беки, Таддеи и иже с ними, а я почему-то считал его лирическим товарищем. Как следствие - он очень хорош в "Urna fatale" и "Invano, Alvaro", а вот в "Son Pereda" и особенно в "Solemne in quest` ora" - уже не очень. Только не бейте
Ну и Альваро - если бы не дикция, был бы близок к идеалу. Хотя никогда особенно Корелли не любил (может быть, именно из-за этого). Да еще, пожалуй, тонкости не хватает, проникновенности, "чтоб за сердце хватало". Плюс актерски был немного зажат, особенно в первом акте, где непонятно было - кто кого похищает. Но все равно понравился больше всех.
На закуску - мой любимый кусочек:
P.S. Как-то не очень с восхвалением получилось
P.P.S. Не расстраивайтесь, сейчас все намного хуже. Так что если хотите услышать настоящих тенора, баритона и сопрано - вам сюда.

Маркиз ди Калатрава - Джорджио Альгорта (Giorgio Algorta)
Леонора - Рената Тебальди (Renata Tebaldi)
Дон Карлос - Этторе Бастианини (Ettore Bastianini)
Дон Альваро - Франко Корелли (Franco Corelli)
Прециозилла - Оралия Домингес (Oralia Domingues)
Падре Гуардиано - Борис Христов (Boris Christoff)
Фра Мелитоне - Ренато Капеччи (Renato Capecchi)
Оркестр и хор театра Сан-Карло в Неаполе
Дирижер - Франческо Молинари Праделли (Francesco Molinari Pradelli)
(Есть вкунтактике).
Надоело уже критиковать - пора начинать восхвалять, тем более что есть прекрасный повод. Уже по составу видно, что постановка
Пели все, не исключая компримариев, очень хорошо, некоторые просто замечательно, но... не все "попадали в роль". А именно:
Леонора - главное разочарование. Не знаю, что и кому хотела доказать Тебальди, но она явно задалась целью перепеть всех своих партнеров. Справедливости ради надо сказать, что это ей удалось (по крайней мере, в отношении Альваро и Гуардиано), но на пользу делу явно не пошло. Ни малейшей тени смирения и раскаяния даже в "Pace, pace" - сплошной протест и бунт. Просто удивительно, как с таким темпераментом она решила уйти в монастырь, а не убежала в Америку или не организовала разбойничью шайку. По прибытии в монастырь так дергала колокольчик, что чуть ворота не снесла

Настоятель - тоже ничем особо не порадовал. Таким голосом можно петь Великого Инкизитора (или, скажем, Фиеско), но никак не эту партию. Дуэт с Леонорой превратился в форменный допрос (впрочем, она тоже в долгу не осталась). Призывы к милосердию, провозглашаемые железобетонным голосом, никого, естественно, тронуть не могут. Да, и прическа тоже очень странная.
Мелитоне - баритон хороший (слышал его в партии Яго), но вот актерски, на мой взгляд, немного переигрывает (взять хотя бы затрещины половником, раздаваемые по пятым точкам нищих). К тому же никак не мог представить его в очках...
Прециозилла - хорошее, красивое меццо (одна из лучших Амнерис, мною слышанных), но немного не хватает живости и игривости (особенно в "Rataplanе"). Внешне тоже больше напоминает хозяйку трактира, чем молодую цыганку.
Карлос - видимо, я изначально составил себе неверное представление о голосе Бастианини. У него плотный драматический баритон холодноватой окраски, сходный с Беки, Таддеи и иже с ними, а я почему-то считал его лирическим товарищем. Как следствие - он очень хорош в "Urna fatale" и "Invano, Alvaro", а вот в "Son Pereda" и особенно в "Solemne in quest` ora" - уже не очень. Только не бейте

Ну и Альваро - если бы не дикция, был бы близок к идеалу. Хотя никогда особенно Корелли не любил (может быть, именно из-за этого). Да еще, пожалуй, тонкости не хватает, проникновенности, "чтоб за сердце хватало". Плюс актерски был немного зажат, особенно в первом акте, где непонятно было - кто кого похищает. Но все равно понравился больше всех.
На закуску - мой любимый кусочек:
P.S. Как-то не очень с восхвалением получилось

P.P.S. Не расстраивайтесь, сейчас все намного хуже. Так что если хотите услышать настоящих тенора, баритона и сопрано - вам сюда.
Когда каждый герой раз по 5 успевает спеть, как он несчастен и не хочет жить, а весь сюжет вырезан за кадром, то это даже для садизма Верди уже чересчур...
Звездный состав, конечно, впечатляет. Это же надо в одном спектакле на одной сцене собрать такой состав, да еще и адекватно растолкать всех по ролям, чтобы каждый смотрелся органично, а не "а у нас есть еще вот такой выпендреж! ну и что, что не подходит, зато сам ...")))
А что у Корелли с дикцией? Мне всегда казалось, что он поет очень четко и с отличной фразировкой. Что мне у него здесь не нравится в Альваро, так это то, что местами Корелли его играет слишком схематично: тут глаза закатить, тут заломить руки, тут принять картинную позу и застыть... Например, очень заметно в сцене, которая на видео. Бастьянини - человек, как человек, а Корелли - прямо набор перетекающих театральных шаблонов.
С точки зрения музыки это, кстати, тоже мой любимый кусочек из этой оперы.
А что содержание? Здоровый романтический сюжет. И вообще искусство, по моему мнению, это в большей степени "как", чем "что". Взять хотя бы "Евгения Онегина"...
Музыкальных же красот здесь хоть отбавляй, да и сценически может выглядеть очень эффектно (если грамотно поставить, разумеется).
Несчастны и не хотят жить тут только Леонора с Альваро, на что у них имеется достаточно веская причина (ИМХО, конечно
Состав-то звездный, а вот ансамбля не получилось (опять ИМХО).
По-моему, очевидно, что у Корелли проблема с шипящими: он пришепетывает. И еще есть какой-то недостаток, только пока я не могу определить - какой именно
Здоровый романтический сюжет.
Ну, мне кажется, все романтические оперные сюжеты слегка нездоровы... Вот недаром же космическую оперу и мыльную оперу тоже называют словом "опера". Веризм в этом плане, ИМХО, несколько лучше, но тоже бывает что-то не то.
Но черт с ним с сюжетом, зато музыка, поют
И вообще искусство, по моему мнению, это в большей степени "как", чем "что".
По-моему все-таки 50 на 50. Ну или хотя бы 75 на 25.
Вот, кстати, за что я очень люблю "Тоску", так это за то, что хотя там сюжет не сказать, что здоров, и опера вытягивает на "как" больше, чем на "что", но, тем не менее, роскошная динамика действия. Ни единой мысли о том, что где-то что-то лишнее или чего-то не хватает, или что-то растянуто, или что-то скомкано. Увы, так почему-то в опере не часто.
Несчастны и не хотят жить тут только Леонора с Альваро
Ну, Карлоса тоже счастливым не назвать. "Жить не хочет" я, конечно, преувеличила. Но все равно все три главных героя всю оперу за небольшим исключением на все лады распевают свои страдания. Как-то перебор...
По-моему, очевидно, что у Корелли проблема с шипящими: он пришепетывает.
Хм... слушала довольно много его записей - не замечала. Надо будет завтра (сегодня я уже сплю) специально обратить внимание.
А што такое "космическая опера"?
С веризмом - это в соседнюю палату, тут романтики лежат
Тоже очень люблю "Тоску", но там как раз сюжет очень сильный и динамичный. Хотя и музыка тоже под стать.
Очень многое от режиссера зависит (и от исполнителей, конечно). Одну и ту же сцену можно поставить и спеть совершенно по-разному - и чувства она вызовет прямо противоположные. Данная постановка как раз - не самый лучший вариант.
Но все равно все три главных героя всю оперу за небольшим исключением на все лады распевают свои страдания. - В "Онегине" примерно то же самое, но вроде его не считают плохой оперой. Да и "Травиата" в этом смысле недалеко ушла...
Космическая опера это такая фантастика, где собственно космос и наука сильно вторичны, но есть всякие звездные королевства, рыцари, масштабные космические войны, династические разборки, борьба Добра со Злом в духе Толкиена...
В общем, космическое фэнтези, романтическое.
domna1
Тоже очень люблю "Тоску", но там как раз сюжет очень сильный и динамичный.
Да. Под "тоже нездравым сюжетом" я имела ввиду, что впихнуть в одну оперу смертную казнь, убийство, два самоубийства, сексуальные домогательства и пытки это даже на общем оперном фоне, где такие вещи любят, выдающееся достижение. Но подано это все великолепно и на редкость для такого сюжета эстетично (с точки зрения музыки - у постановщиков тут куча возможностей испортить впечатление), не поспорить.
"Онегина" я еще посмотреть не успела. В "Травиате" все, на мой взгляд, лучше. Там все-таки не остается впечатления, что автор засунул весь сюжет за кадр, чтобы ничто не мешало посмаковать страдания персонажей.
Тут, может, и правда, не лучшая постановка, но у меня осталось впечатление, что в "Силе судьбы" героям где-то начиная с середины уже не хочется сочувствовать из-за того, что автор перегнул палку, а не из-за того, что исполнители все испортили.
У Корелли, правда, что-то есть не то с шипящими. Забавно, никогда не обращала внимания - уж очень отвлекалась на восторги в духе: какой роскошный голос.
У меня осталось впечатление, что в "Силе судьбы" героям где-то начиная с середины уже не хочется сочувствовать из-за того, что автор перегнул палку, а не из-за того, что исполнители все испортили. - Опять же, дело вкуса. У меня такого впечатления нет.
Мне на одном форуме даже доказали, что и у Бастианини не в порядке с произношением. Если есть желание найти недостатки - они обязательно найдутся