Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Аффтар - и швец, и жнец, и на дуде игрец доктор искусствоведения, педагог по вокалу и медик (да не простой, а занимавшийся рентгенологическими исследованиями голосового аппарата у певцов, на чем и защитил докторскую). То есть занимался тем, что брал подопытных кроликов солистов Большого Театра, фотографировал их во время пения, изучал снимки, строил на их базе порочную научную теорию и испытывал эту теорию на других подопытных кроликах студентах консерватории. Не знаю, насколько эти испытания были успешны - ни один подопытный не выжил мне не известен. Но, видимо, ощущая односторонность своего подхода, товарищ Дмитриев решил действовать практически - опросил ряд ведущих зарубежных певцов, выступавших в Ла-Скала и приехаших в Москву на гастроли, насчет их техники пения. Из этих интервью книга и состоит.
Честно сказать, в технических вопросах я мало что понял, да особо понять и не стремился - это нужно певцам, а не слушателям. Но все опрошенные высказались примерно в одном смысле и какими-то сенсациями не удивили - ясно, что паразиты усиленно скрываливоенную тайну Секрет Настоящего Итальянского Бельканто от русских варваров. Рецепт успеха, оказывается, прост до безобразия: расслабься, дыши поглубже носом, не высовывай язык, пой ртом, а не тем, чем обычно - и будет тебе щастье. Нет, чего-то они недоговаривают...
На самом деле все, конечно, немного сложнее. Главная проблема, как я понял, в регистрах: нормальный человек не может озвучить две октавы одним голосом, в одной манере звукоизвлечения. По мере поднятия вверх наступает момент (у басов, например, это до-ре первой октавы), когданоты заканчиваются горло сжимается и звуки не выходят. Тогда надо их "прикрывать" (так и не понял, что это значит) и, перекрестившись, петь дальше. Но слушатель при этом не должен ничего заметить! В результате у хорошего певца все будет ровно, красиво и мощно, а у нашего плохого - пестрота регистров, неровность голоса и скрипучие/сдавленные/визгливые/подставить любое по вкусу верха. Так вот эту проблему итальянцы в большинстве своем успешно решили, а наши (в большинстве) никак не могут. Потому что надо не фотографии рассматривать и не книжки читать, а ехать в Милан и два года гаммы петь. Тогда, может, чего и выйдет. А на словах это не объяснишь, даже если захочешь.
Многие из опрошенных отметили близость русского языка к итальянскому, его мелодичность и хорошую приспособленность для пения (в отличие от немецкого, английского и французского), хотя звуки "и" и "е" им не нравятся (говорят - "узкие"). Поэтому рекомендуют учить итальянский и петь на нем, считают ошибкой постановку их опер на русском. Над этим стоит подумать!
Некоторые предлагают первый курс или два в консерваториях петь только гаммы, арпеджио и вокализы. Может быть, это и правильно - да кто ж такое выдержит? С другой стороны, при такой системе останутся только самыеупоротые талантливые и целеустремленные, а шушера быстро отсеется. Тоже стоит обдумать!
Ну и вмемориз: "Я, например, не верю, чтобы вердиевские оперы могли когда-нибудь повредить голосу, потому что это был маэстро, который лучше всех знал свойства певческого голоса. Все оперы Верди, все его арии содействуют развитию голоса, его развороту, улучшению его качеств. В них никогда по нескольку раз не повторяется верхняя нота, а если таковая встречается, она всегда подготавливается предыдущим ходом, переносится от звучания предыдущей ноты. В этом он просто был гением. У него всегда есть прямое соответствие гармонии между тем, что надо певцу для пения, для голоса и тем, что он написал. Все, что создал Верди, легко поется. Для меня он - лучший композитор, который писал так, чтобы хорошо развивать голоса. И потом, Верди - это хороший контроль в технологии певца. Если певец хорошо поет Верди, то значит у него хорошо поставлен голос. Это своеобразный термометр, показатель правильного пения". (Сесто Брускантини).
P.S. Фьоренца Коссотто - жена Иво Винко. Не знал.
Честно сказать, в технических вопросах я мало что понял, да особо понять и не стремился - это нужно певцам, а не слушателям. Но все опрошенные высказались примерно в одном смысле и какими-то сенсациями не удивили - ясно, что паразиты усиленно скрывали
На самом деле все, конечно, немного сложнее. Главная проблема, как я понял, в регистрах: нормальный человек не может озвучить две октавы одним голосом, в одной манере звукоизвлечения. По мере поднятия вверх наступает момент (у басов, например, это до-ре первой октавы), когда
Многие из опрошенных отметили близость русского языка к итальянскому, его мелодичность и хорошую приспособленность для пения (в отличие от немецкого, английского и французского), хотя звуки "и" и "е" им не нравятся (говорят - "узкие"). Поэтому рекомендуют учить итальянский и петь на нем, считают ошибкой постановку их опер на русском. Над этим стоит подумать!
Некоторые предлагают первый курс или два в консерваториях петь только гаммы, арпеджио и вокализы. Может быть, это и правильно - да кто ж такое выдержит? С другой стороны, при такой системе останутся только самые
Ну и вмемориз: "Я, например, не верю, чтобы вердиевские оперы могли когда-нибудь повредить голосу, потому что это был маэстро, который лучше всех знал свойства певческого голоса. Все оперы Верди, все его арии содействуют развитию голоса, его развороту, улучшению его качеств. В них никогда по нескольку раз не повторяется верхняя нота, а если таковая встречается, она всегда подготавливается предыдущим ходом, переносится от звучания предыдущей ноты. В этом он просто был гением. У него всегда есть прямое соответствие гармонии между тем, что надо певцу для пения, для голоса и тем, что он написал. Все, что создал Верди, легко поется. Для меня он - лучший композитор, который писал так, чтобы хорошо развивать голоса. И потом, Верди - это хороший контроль в технологии певца. Если певец хорошо поет Верди, то значит у него хорошо поставлен голос. Это своеобразный термометр, показатель правильного пения". (Сесто Брускантини).
P.S. Фьоренца Коссотто - жена Иво Винко. Не знал.
www.youtube.com/watch?v=eWjnKXmHAQw
читала такую книжку - интересная.
ецепт успеха, оказывается, прост до безобразия: расслабься, дыши поглубже носом, не высовывай язык, пой ртом, а не тем, чем обычно
Хе-хе, это на словах просто. А на деле...
Учиться вокалу по книжке, да, почти невозможно. Надо именно что к толковому преподу и годами петь упражнения. Как раз потому, что на словах оно все просто, а на деле о-ей-ей.
А что касается прикрытия - это то же самое, что смешение регистров. У мужчин их два: грудной голос и фальцет. Вот у вас же фальцетный голос есть, да? И есть нормальный,голос? Так что представляете? А, когда есть прикрытие оно же смешение, голос звучит одновременно и тем и другим способом - получается звонким, округлым, короче говоря, полетным и с широким диапазоном.
У женщин регистра три.
Наши певцы же в давние времена любили делать разные выразительные оттенки использованием прикрытого и неприкрытого голоса.
Вот тут, например, Козловский начинает петь «в краю» совсем-совсем неприкрытым голосом, потом на слове «святом» «о» уже потихонечку прикрывает, подходя к «твердыня Монсальват» поет уже прикрытым голосом, потом «в украшеньях чудных» «чудных» опять приоткрывает и т.д.
Но некоторые певицы, кстати, этого не делают и поют, считая регистровую пестроту своей выразительной фишкой.
Вот пример голоса, смешанного по всем регистрам и ставшего как бы однорегистровым.
читать дальше
А вот (специально на той же арии и на таком же типе голоса) пример голоса, у которого имеется разная окраска регистров. В отличие от верхнего примера, где нижние ноты звучат, так же, как все, тут нижние ноты резко выделяются на фоне средних и верхних.
читать дальше
У женщин регистра три.У женщин, средний регистр уже смешанный
Вот ить, и тут нас обскакали!
Вот ить, и тут нас обскакали!
Ну не то, чтобы прямо уж обскакали - мужской голос тоже штука интересная, некоторым (и это не редкость) нравится больше женского.
Кстати, я придумала, чем еще нафлудить в этой темке.
Ну, я думаю, контртеноров все слышали - это пример пения фальцетом.
А вот так звучат те же высокие ноты (в барочной музыке, которую контртеноры поют, обычно как раз выше фа второй октавы ничего и не бывает), когда их поет тенор полным прикрытым голосом:
читать дальше
Думаешь классно? Кунде я люблю, да. А вот что касается его сверхвысоких нот, то я, если честно, не с познавательной, а с эстетической точки зрения, немножко пугаюсь таких звуков, несмотря на то, что высокие теноровые ноты люблю (ну, когда это ля-си-до... но ре-ми-фа уже как-то, хм...). Но это, конечно, впечатляюще.
А что для сравнения? Как контртенор фальцетом поет во второй октаве что ли? Ну вот, например, первое попавшееся мне: читать дальше - тут верхняя нота (звучит на втором «dove sei», потом на «ritorna») - похоже, ми второй октавы. Верхнего фа что-то, кажется, нет... Ну и ладно)))
Я это и имел в виду.
А ты не знаешь, контратенорам ставят голос или у них по жизни высокие голоса такие, которые остается только "подкорректировать"?
Нет, по жизни у них обычные мужские голоса - просто такая техника пения. Теоретически контртенора можно любому мужчине поставить. Как именно это делают, понятия не имею.
Вот пример, где контртенор показывает, какой у него баритон (ну, баритон так себе, мягко говоря, видимо, недопоставленный за ненужностью, но сам факт - он есть: читать дальше
Это же неправильно? Да обычно и некрасиво... Та же Каллас всю жизнь с этим боролась и завидовала другим сопранам, у которых голоса были ровнее.
А вот (специально на той же арии и на таком же типе голоса) пример голоса, у которого имеется разная окраска регистров. В отличие от верхнего примера, где нижние ноты звучат, так же, как все, тут нижние ноты резко выделяются на фоне средних и верхних.
По-моему, не самый удачный пример. Слышно только в паре моментов.
Раз:
Два:
Такое впечатление, будто два разных человека поют.
Кстати - а чего это Кунде поет? Я "фа" только в "Пуританах" знаю:
Что, бишь, спросить хотел? Да: то есть у женщин проблема верхов вообще не стоит? Все берется без проблем?
Мне думается, что Artemiz хотела сказать всеми этими примерами, что у женщин нет проблем открытых и закрытых звуков, у них это уже есть, а верха-то тут причем? Уверен, что верха для женщин тоже немалая проблема, как и у мужчин.
P.S. domna1, если Вы хотели привести ролики, то они не отображаются.
У мужиков прямая связь: нет прикрытия - нет верхов (или такие, что слушать невозможно). Поэтому интересно, как с этим у женщин.
Проблемы с верхами, увы, есть и у женщин, потому что на верхних нотах все равно, хоть есть проблема регистров, хоть нет ее, а от большего напряжения связок так и норовит в горле что-нибудь зажаться, плюс на верхних нотах надо уменьшать выдох, а инстинктивно хочется, наоборот, увеличить, и получается дребезжащий визг, вместо пения (а от зажатия выходит хриплый писк или вообще ничего не выходит).
Бывают голоса у которых верхние ноты от природы есть, но это редкость - чаще их поначалу вообще нет и, чтобы они появились, надо учиться петь правильно.
Это же неправильно? Да обычно и некрасиво...
Ну, как сказать, красота вообще штука относительная. Одному так красиво, другому - иначе. Более, конечно, распространено мнение, что голос должен быть выровнен по всем регистрам. Но, как видите, граждане, у которых голос пестрый, тоже могут петь в первых театрах мира и иметь своих почитателей.
(Ролики с Каллас послушаю позже - сейчас у меня звука нет. Вообще да, по другим произведениям помню, что у Каллас тоже есть резкий переход в нижний регистр.)
Кстати - а чего это Кунде поет? Я "фа" только в "Пуританах" знаю
Еще одну оперу Беллини - «Бьянка и Фернандо» - которую я совсем не знаю, в отличие от «Пуритан», которых очень люблю. Теноровая партия там была написана все для того же Джованни Баттиста Рубини, у которого были потрясающий верх, и с которым тесно сотрудничал Беллини, давая тенору блеснуть в своих операх.
А вот в 1-м я бы сказала, никакой тембровой пестроты у Каллас и не разглядеть - там же нет крепких низких нот, на которых бы бросался в глаза другой тембр в нижнем регистре. Во 2-м ролике уже заметнее.
Очень хорошо заметно в «Тоске» в сцене убийства.читать дальше
А теноры в подборке фрагментов из «Credeasi, misera» дружно заменяют фа на ре. Фа там только у Мартеуцци (время 7.04).