Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Речь пойдет об этом фильме-опере 1964 года:
Марфа —Галина Олейниченко (играет — Раиса Недашковская)
Любаша —Лариса Авдеева (играет — Наталья Рудная)
Грязной —Евгений Кибкало (играет— Отар Коберидзе)
Малюта Скуратов — А.Гелева (играет —Георгий Шевцов)
Бомелий — П.Чекин (играет — Владимир Зельдин )
Собакин — Александр Ведерников (играет —Николай Тимофеев)
Иван Лыков — Евгений Райков (играет —В. Нужный)
Режиссер-В. Гориккер
Дирижер-Е. Светланов
Товарищ Гориккер сократил все, что можно было сократить и выкинул все, что можно было выкинуть, за что и ответит на Страшном Суде
Видимо, стояла задача уложиться в полтора часа. В полтора часа он не уложился, за что и ответил перед Партией
Наверное. Что выкинуто:
1. Больше половины увертюры.
2. Ариозо ("Иное все") и ария ("Туча ненастная") Лыкова-от одной из главных партий вообще ничего не осталось. На пирушке у Грязного Лыков вообще не присутствует!
3. Красивейшая ария Собакина из четвертого акта, от чего эта роль тоже сильно потеряла.
4. Еще по мелочам-к примеру, речетатив Грязного после арии, часть песни Любаши.
5. Плюс кое-что изменено в тексте-Грязной поет "Что полюбился давно ей и ее назвал невестой" вместо "Что возвратился недавно из краев сюда заморских".
6. Наверняка и еще что-то.
Как следствие-фраза Марфы "Жених свою невесту забывает: вчера весь день и глаз не показал" становится загадочной (где он ошивался целый день?), а вопрос "В краях чужих, в чужих землях такое ль небо, как у нас?"-бессмысленным.
Что в итоге? Совершенно исчезла политическая линия оперы-Лыков только что вернулся из Западной Европы и, видимо, набрался завиральных мыслей насчет методов правления батюшки Иоанна ("А говорят, что царь наш грозен!") Таким образом, он не только личный, но и политический враг опричника Грязного и на него вполне могло поступить заявление в соответствующие органы по обвинению не только в колдовстве, но и в государственной измене. Впрочем, любовная линия практически не пострадала.
Но надо отдать справедливость-снято достаточно неплохо, особенно финальная сцена. Порадовал также опричник, расправляющийся с жареным поросенком, и Лыков с Марфой, стоящие на носу лодки-привет "Титанику"!
Что с вокалом?
Грязной-просто мимо кассы. Светлый лирический баритон Кибкало абсолютно не подходит к этой партии. С внешностью тоже не согласен-Грязной должен быть старше и грубее, развратнее. ИМХО, конечно.
Вот он какой:
Бомелий-то же самое. Гнусный голос и полное непопадание в образ. Поет "Люби меня, Любаша!"-и при этом боязливо оглядывается по сторонам
Какой-то эстонец, а не авантюрист, прибывший "на ловлю счастья и чинов"... Вообще пока не слышал в записи ни одного адекватного Бомелия. А вот вживую довелось 
Скуратов-хорош, особенно в актерском плане. Рыжая бородища, подозрительный взгляд, полная бесцеремонность-настоящий "пес государев". О голосе судить трудно, так как почти не поет (спасибо Гориккеру!
) Но вроде ничего себе. На дворе у Собакиных поет как будто в цистерну (спасибо звукорежиссеру!
)
Лыков-тоже почти не поет. Судя по всему-тенор как тенор.
Собакин-очень хороший бас (видно уже из фразы "Покорно просим!")-мощный, широкий, бархатный, но тоже почти не поет. Еще раз спасибо Гориккеру!
Марфа-довольно кислое сопрано. Под конец вроде немного распелась, но все равно впечатление среднее. Внешность тоже совершенно заурядная. ИМХО, безусловно. Как уже говорил-в сопранах ничего не понимаю.
Зато очень хороша Любаша-как актерски, так и вокально. Актерски даже больше. Роковая русская красавица. Белокурая бестия. Грязной-полный кретин, если мог променять такое сокровище на молоденькуюдеревенскую городскую дурочку. Удивительно цельный и убедительный образ покинутой женщины, готовой на все. Такое впечатление, что поет и играет один человек (кстати, Рудная очень четко попадает в слова-что вообще большая редкость). Сцена с Грязным-безусловно, одна из лучших в фильме. Потерянность и тоска сменяются сначала мольбой, а под конец ненавистью: "Не погуби души моей, Григорий!" Короче, это надо видеть. Хороша и ария "Господь тебя осудит", и песня "Снаряжай скорей"... да все хорошо. Но (разумеется, не обходится и без но) есть, пожалуй, и лучшие исполнения. О них-в другой раз.
Вот она, красавица:
Резюме: Несмотря на перечисленные недостатки, вполне можно рекомендовать для первого знакомства с данной оперой как своеобразную Light-версию, так как других просто нет. По крайней мере, мне они неизвестны (кроме спектакля с Бородиной, показанного не так давно "Культурой"-но там полуконцертное исполнение).

Марфа —Галина Олейниченко (играет — Раиса Недашковская)
Любаша —Лариса Авдеева (играет — Наталья Рудная)
Грязной —Евгений Кибкало (играет— Отар Коберидзе)
Малюта Скуратов — А.Гелева (играет —Георгий Шевцов)
Бомелий — П.Чекин (играет — Владимир Зельдин )
Собакин — Александр Ведерников (играет —Николай Тимофеев)
Иван Лыков — Евгений Райков (играет —В. Нужный)
Режиссер-В. Гориккер
Дирижер-Е. Светланов
Товарищ Гориккер сократил все, что можно было сократить и выкинул все, что можно было выкинуть, за что и ответит на Страшном Суде


1. Больше половины увертюры.
2. Ариозо ("Иное все") и ария ("Туча ненастная") Лыкова-от одной из главных партий вообще ничего не осталось. На пирушке у Грязного Лыков вообще не присутствует!

3. Красивейшая ария Собакина из четвертого акта, от чего эта роль тоже сильно потеряла.
4. Еще по мелочам-к примеру, речетатив Грязного после арии, часть песни Любаши.
5. Плюс кое-что изменено в тексте-Грязной поет "Что полюбился давно ей и ее назвал невестой" вместо "Что возвратился недавно из краев сюда заморских".
6. Наверняка и еще что-то.
Как следствие-фраза Марфы "Жених свою невесту забывает: вчера весь день и глаз не показал" становится загадочной (где он ошивался целый день?), а вопрос "В краях чужих, в чужих землях такое ль небо, как у нас?"-бессмысленным.
Что в итоге? Совершенно исчезла политическая линия оперы-Лыков только что вернулся из Западной Европы и, видимо, набрался завиральных мыслей насчет методов правления батюшки Иоанна ("А говорят, что царь наш грозен!") Таким образом, он не только личный, но и политический враг опричника Грязного и на него вполне могло поступить заявление в соответствующие органы по обвинению не только в колдовстве, но и в государственной измене. Впрочем, любовная линия практически не пострадала.

Но надо отдать справедливость-снято достаточно неплохо, особенно финальная сцена. Порадовал также опричник, расправляющийся с жареным поросенком, и Лыков с Марфой, стоящие на носу лодки-привет "Титанику"!

Грязной-просто мимо кассы. Светлый лирический баритон Кибкало абсолютно не подходит к этой партии. С внешностью тоже не согласен-Грязной должен быть старше и грубее, развратнее. ИМХО, конечно.
Вот он какой:

Бомелий-то же самое. Гнусный голос и полное непопадание в образ. Поет "Люби меня, Любаша!"-и при этом боязливо оглядывается по сторонам


Скуратов-хорош, особенно в актерском плане. Рыжая бородища, подозрительный взгляд, полная бесцеремонность-настоящий "пес государев". О голосе судить трудно, так как почти не поет (спасибо Гориккеру!


Лыков-тоже почти не поет. Судя по всему-тенор как тенор.
Собакин-очень хороший бас (видно уже из фразы "Покорно просим!")-мощный, широкий, бархатный, но тоже почти не поет. Еще раз спасибо Гориккеру!

Марфа-довольно кислое сопрано. Под конец вроде немного распелась, но все равно впечатление среднее. Внешность тоже совершенно заурядная. ИМХО, безусловно. Как уже говорил-в сопранах ничего не понимаю.
Зато очень хороша Любаша-как актерски, так и вокально. Актерски даже больше. Роковая русская красавица. Белокурая бестия. Грязной-полный кретин, если мог променять такое сокровище на молоденькую
Вот она, красавица:


Резюме: Несмотря на перечисленные недостатки, вполне можно рекомендовать для первого знакомства с данной оперой как своеобразную Light-версию, так как других просто нет. По крайней мере, мне они неизвестны (кроме спектакля с Бородиной, показанного не так давно "Культурой"-но там полуконцертное исполнение).