Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Сегодня-разговор об этом фильме 1959 года:
Хованский – Алексей Кривченя
Досифей – Марк Рейзен
Марфа – Кира Леонова
Андрей – Антон Григорьев
Голицын – В.Петров
Кузька – Алексей Масленников
Шакловитый – Евгений Кибкало
Вожак – Виктор Нечипайло
Подьячий – Н.Захаров
Режиссер: Вера Строева
Дирижёр: Евгений Светланов
Думаю, сюжет этой оперы не намного уступит в запутанности пресловутому "Трубадуру"-внятно пересказать его очень затруднительно. Эта же постановка запутывает все еще больше. Какие приятные нововведения мы в ней наблюдаем?
1. Появляется новый персонаж-народный Вожак, поющий басом. Впрочем, собственной партии у него нет, он крадет слова из чужих
2. Прекрасную увертюру заглушает голос дурака-диктора, бодро озвучивающего какую-то ересь
3. Естественно, не обошлось без купюр: партия Сусанны выпала вся, от всех других отщипнуто по кусочку. У Марфы исчезла ария "Исходила младешенька", из-за чего сильно пострадал как ее образ, так и любовная линия. Спасибо Строевой
4. Но кое-что и добавлено: к примеру, на вопрос Голицына (адресованный, кстати, Досифею) "Ну, а правленье-то какое?" Хованский невразумительно бормочет нечто вроде "Аз есмь царь! Я бы порулил, да кто ж мне даст?" Кто это придумал и зачем это нужно-я не понял 
5. Марфа (за исключением последней сцены) одета в мирское платье. Внешне же она скорее напоминаетшлюшку из Лоскутного ряда веселую купеческую вдову, нежели фанатичную раскольницу. В финале сцены гадания делает жест, столь же напоминающий двуперстное знамение, как и рокерскую "козу" 
6. Голицын внешностью очень напоминает Петра (хотя и с мерзкой трехдневной щетиной) и вообще выставлен в положительном свете, что кажется весьма спорным. Когда его увозят в ссылку, рядом с повозкой идет Вожак и типа сочувствует-это уже полная ахинея.
7. Народ с интересом наблюдает за сожжением раскольников-только что дрова не подкладывает
8. Заканчивается опера хором этого самого народа и идиотским заключением комментатора о том, как раньше все было плохо и как теперь, прилысом хере Никите Сергеевиче все стало хорошо.
О вокалистах: почти все поют очень невыразительно, без "накала" и страсти. А именно:
Шакловитый-ну почему, почему опять этот Кибкало?
Видно же, что партия не его. Тут нужен бас или бас-баритон, зловещий и мрачный. Кибкало, конечно, пытался что-то изобразить, но... нет, не то. Вокальные средства не позволяют. С внешностью тоже не особо-опять эта аккуратная бородка и опрятная одежонка. Главное-нет никакого впечатления загадочности, дьявольского ума и расчета, скрытности и беспринципности. Ведь именно Шакловитый-главный двигатель действия (точнее-его политической части). Пока все бахвалятся своим могуществом и грызутся между собой, он действует, убирая одного за другим своих противников и расчищая себе путь наверх. И таки расчистил!
Вожак-поет во всех народных хорах (причем в "Ох, ты широкая матушка-Русь" солирует, что напрочь убивает все впечатление) и арию Шакловитого ("Ах, ты и в судьбине злосчастная"). С одной стороны-почему бы и нет? С другой стороны-сразу обесцвечивается мозгоразрывающая роль Шакловитого плюс куда более видную роль начинает играть народ, который (если не считать стрельцов и раскольников) в общем, в этой опере находитсяв глубокой ж на заднем плане. Не знаю, не знаю... Да, поет неплохо и образ тоже соответствует.
Кузька-тут все в порядке и с голосом (хотя поет маловато), и с образом-этакий молодой рубаха-парень, душа компании и выпивоха, как оно и должно быть.
Голицын-тенор как тенор. Ничем особенным не порадовал (его монолог тоже основательно сократили). И сыграл как-то вяло.
Андрей Хованский-то же самое. В сцене с Эммой его просто не было слышно (как и ее), а вот Марфу-замечательно
Разве что последующая драка со стрельцами неплоха. В общем-кисло. Слишком лиричен, на мой взгляд.
Марфа-больше нигде Леонову не слышал и ее имя мне ничего не говорит. Спела-не то что плохо, просто без всякого энтузиазма. Погадать-ладно, погадаю; на костре сгореть-ладно, тоже можно, ибо у меня рак и жить осталось три месяца. Примерно так. Внешность и игра в первых двух действиях вызывают самое тягостное недоумение.
Иван Хованский-этакий спесивый "тупоумный боярин", дорвавшийся до власти. В общем, верно, хотя у Мусоргского образ несколько сложнее, на мой взгляд. Неудивительно, что в сцене прощания со стрельцами был неубедителен. Зато вокально-хорош; мощный и властный голос, а энергии хватило бы на всех участников фильма, вместе взятых.
Досифей-собственно, Марк Рейзен-и этим все сказано. Но наверняка не лучшее его исполнение. "Здесь, на этом месте" он может петь куда интереснее, и вообще. При первом появлении очень страшно выглядит-прямо Великий Инквизитор какой-то. Или Иван Грозный в старости. Потом немного подобрел
Ну и Подьячий-мне понравился больше всех. Хороший характерный тенор, очень подходящий для этой партии и убедительный образ канцелярской крысы, поседевшей за написаниемдоносов прошений. Рожа такая, что плюнуть хочется.
Еще немного о хорошем:
1. Марфа в скиту настолько навострилась в ножевом бою, что выбивает у Андрея кинжал одним ударом
2. ВНЕЗАПНО выясняется, что Досифей-это князьМышкин Мышецкий.
3. Персидскую рабыню играет Майя Плисецкая
Кусочек есть на трубе:
Резюме: если вы-не фанат Мусоргского, Плисецкой-или кого-то из солистов-лучше воздержаться от просмотра, так как есть гораздо более сильные исполнения. О них-в другой раз.

Хованский – Алексей Кривченя
Досифей – Марк Рейзен
Марфа – Кира Леонова
Андрей – Антон Григорьев
Голицын – В.Петров
Кузька – Алексей Масленников
Шакловитый – Евгений Кибкало
Вожак – Виктор Нечипайло
Подьячий – Н.Захаров
Режиссер: Вера Строева
Дирижёр: Евгений Светланов
Думаю, сюжет этой оперы не намного уступит в запутанности пресловутому "Трубадуру"-внятно пересказать его очень затруднительно. Эта же постановка запутывает все еще больше. Какие приятные нововведения мы в ней наблюдаем?
1. Появляется новый персонаж-народный Вожак, поющий басом. Впрочем, собственной партии у него нет, он крадет слова из чужих

2. Прекрасную увертюру заглушает голос дурака-диктора, бодро озвучивающего какую-то ересь

3. Естественно, не обошлось без купюр: партия Сусанны выпала вся, от всех других отщипнуто по кусочку. У Марфы исчезла ария "Исходила младешенька", из-за чего сильно пострадал как ее образ, так и любовная линия. Спасибо Строевой

4. Но кое-что и добавлено: к примеру, на вопрос Голицына (адресованный, кстати, Досифею) "Ну, а правленье-то какое?" Хованский невразумительно бормочет нечто вроде "

5. Марфа (за исключением последней сцены) одета в мирское платье. Внешне же она скорее напоминает

6. Голицын внешностью очень напоминает Петра (хотя и с мерзкой трехдневной щетиной) и вообще выставлен в положительном свете, что кажется весьма спорным. Когда его увозят в ссылку, рядом с повозкой идет Вожак и типа сочувствует-это уже полная ахинея.
7. Народ с интересом наблюдает за сожжением раскольников-только что дрова не подкладывает

8. Заканчивается опера хором этого самого народа и идиотским заключением комментатора о том, как раньше все было плохо и как теперь, при
О вокалистах: почти все поют очень невыразительно, без "накала" и страсти. А именно:
Шакловитый-ну почему, почему опять этот Кибкало?

Вожак-поет во всех народных хорах (причем в "Ох, ты широкая матушка-Русь" солирует, что напрочь убивает все впечатление) и арию Шакловитого ("Ах, ты и в судьбине злосчастная"). С одной стороны-почему бы и нет? С другой стороны-сразу обесцвечивается мозгоразрывающая роль Шакловитого плюс куда более видную роль начинает играть народ, который (если не считать стрельцов и раскольников) в общем, в этой опере находится
Кузька-тут все в порядке и с голосом (хотя поет маловато), и с образом-этакий молодой рубаха-парень, душа компании и выпивоха, как оно и должно быть.
Голицын-тенор как тенор. Ничем особенным не порадовал (его монолог тоже основательно сократили). И сыграл как-то вяло.
Андрей Хованский-то же самое. В сцене с Эммой его просто не было слышно (как и ее), а вот Марфу-замечательно

Марфа-больше нигде Леонову не слышал и ее имя мне ничего не говорит. Спела-не то что плохо, просто без всякого энтузиазма. Погадать-ладно, погадаю; на костре сгореть-ладно, тоже можно, ибо у меня рак и жить осталось три месяца. Примерно так. Внешность и игра в первых двух действиях вызывают самое тягостное недоумение.
Иван Хованский-этакий спесивый "тупоумный боярин", дорвавшийся до власти. В общем, верно, хотя у Мусоргского образ несколько сложнее, на мой взгляд. Неудивительно, что в сцене прощания со стрельцами был неубедителен. Зато вокально-хорош; мощный и властный голос, а энергии хватило бы на всех участников фильма, вместе взятых.
Досифей-собственно, Марк Рейзен-и этим все сказано. Но наверняка не лучшее его исполнение. "Здесь, на этом месте" он может петь куда интереснее, и вообще. При первом появлении очень страшно выглядит-прямо Великий Инквизитор какой-то. Или Иван Грозный в старости. Потом немного подобрел

Ну и Подьячий-мне понравился больше всех. Хороший характерный тенор, очень подходящий для этой партии и убедительный образ канцелярской крысы, поседевшей за написанием
Еще немного о хорошем:
1. Марфа в скиту настолько навострилась в ножевом бою, что выбивает у Андрея кинжал одним ударом

2. ВНЕЗАПНО выясняется, что Досифей-это князь
3. Персидскую рабыню играет Майя Плисецкая

Кусочек есть на трубе:
Резюме: если вы-не фанат Мусоргского, Плисецкой-или кого-то из солистов-лучше воздержаться от просмотра, так как есть гораздо более сильные исполнения. О них-в другой раз.
Опера производит очень интересное впечатление. Такой гибрид веристской оперы с русской народной песней. Неожиданно. И настоящее царство для низких голосов. Еще более неожиданно. Прямо-таки странно видеть оперу, где не царствуют тенор и сопрано. Да еще и в тенорских партиях так много неудобных акцентов на низких нотах, что мне впервые показалось, что бас и баритон сами по себе, как тип голоса, звучат красивее, чем тут же рядом тенор.
Местами, у меня было сильнейшее ощущение, что опера-то незнакомая, но я уже где-то слышала фрагменты из нее как саунд-трек к советскому историческому фильм. Но никак не могу вспомнить, что за фильм.
Ощущение, что оригинальное либретто местами исковеркали, у меня появилось почти сразу. Ха, оказывается, я угадала.
Прекрасную увертюру заглушает голос дурака-диктора, бодро озвучивающего какую-то ересь
ППКС. Отвратительный диктор. Особенно его интонации с растягиванием гласных
Но кое-что и добавлено: к примеру, на вопрос Голицына (адресованный, кстати, Досифею) "Ну, а правленье-то какое?" Хованский невразумительно бормочет нечто вроде "Аз есмь царь! Я бы порулил, да кто ж мне даст?"
Ага, так эта лажа тоже отсебятина. Ура)))
Как должна выглядеть Марфа я, конечно, не знаю, но образ этой мне понравился. Какая женщина: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет (с). Последнее, увы, в прямом смысле...
Ария Марфы о гадании, пркарсна. Я имею ввиду даже не конкретное исполнение, а эту арию вообще.
За Голицына я хочу кому-нибудь оторвать руки. Это что, вот этот вот циничное истеричное, которое строит козни против царевны Софьи и топит в болоте гадалок и истерично машет руками на "призраков", это Голицын? Полное непопадание. Что называется, да вы что)) Голицын это жеж благородный умный и бестолковый российский интеллигент.
Досифей мне понравился. Больше всего - как он вышел в первый раз и спел "Чего беснуетесь?" У меня аж мурашки по позвоночнику побежали. Ну да, похож на инквизитора. А какой он должен быть?
Отдельно хочу не знаю расцеловать или убить Мусоргского за музыку, которая звучит, когда в разгар написания доноса в первом акте мимо проходят стрельцы. Такая прелесть, но почему такая короткая...
Может, отдельный пост напишете? Очень интересно сравнить впечатления, а то вроде и людей много, но каждый смотрит/слушает что-то свое. Редко совпадения случаются.
Марфа должна выглядеть как-то так:
www.youtube.com/watch?v=_E06045U-_4&feature=rel...
Насчет Голицына можно поспорить. По крайней мере, утопление ни в чем не повинной женщины у меня как-то не вяжется с образом росссийского интеллигента
Досифей в моем представлении - это нечто вроде старца Зосимы, полный милосердия (хотя и не без фанатизма).
А что там за музыка? Просто меня в этой сцене всегда всецело занимает процесс письма.
P.S. Еще есть очень неплохая постановка Венской оперы под руководством Аббадо и спектакль Большого театра с Архиповой. Последнюю я сам еще не смотрел, но должна быть хорошая. Обе есть на торрентах.
Ну, я как-то пока стесняюсь отдельные посты про оперу писать. У меня сейчас в голове сплошное невежество и дилетантизм
А поговорить на тему уже хочется)))
По Голицину у меня претензии не к постановке на основании оперного замысла, а к Мусоргскому и автору либретто на основании исторического образа.
Милосердный старец и раскольничество с восстаниями и самосожжениями у меня вяжутся не очень, поэтому рейзеновский Досифей прошел как попадание в образ. Ну, в будущем, когда посмотрю еще какие-ниюудь постановки "Хованщины", подумаю, что мне нравится больше.
А что там за мызыка? Просто меня в этой сцене всегда всецело занимает процесс письма.
Ну там идут стрельцы и поют: "Гой, люди ратные, гуляйте весело!" Момент короткий, но музыка очаровательная.
А с вставленным видео у меня какая-то ерунда. Пустое место есть, а видео нет. Два раза обновила страницу - все равно ничего нет.
Не надо стесняться, мы тут все учимся
К Мусоргскому вообще много вопросов по исторической части. Вообще впечатление такое, что оперу назвали неправильно, или перенесли название "Хованщина" на события 1698 года.
У каждого свое понимание роли - и это прекрасно
Ну там идут стрельцы и поют: "Гой, люди ратные, гуляйте весело!" Момент короткий, но музыка очаровательная. - Музыка как музыка. Разве что отдаленно напоминает "Зашумела, разгулялась" из "Бориса".
Щас исправим.
перу назвали неправильно, или перенесли название "Хованщина" на события 1698 года
Нет, Голицыну и Хованскому в 1698 году делать точно нечего.
Марфа другая, но в общем-то похожа. Да, менее мирской вид, но без перехода количества в качество. Все равно не монахиня же. (монахине все-таки и Хованский-младший не нужен и гадать не по чину)
Тоже верно. Вообще винегрет какой-то получился. Интересно, о чем Мусоргский думал.
Марфа другая, но в общем-то похожа. - Продолжаю настаивать, что разница принципиальна. Здесь ничто во внешнем облике не выдает в Марфе раскольницу (и вообще она одета слишком пестро и богато, что, ИМХО, нехарактерно) - а это очень важный момент (по крайней мере, для меня): сразу размывается образ.
Видимо, разница в восприятии Марфы у нас оттого, что по вот той постановке оперы я подумала, что Марфа в первую очередь фаворитка князя
Аааа! Голицына сослали.
М-да, ту еще сборную солянку сочинил Мусоргский
Тема заслуживает отдельного поста - но только кто его напишет?