Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Как явствует из заглавия, сюда попадут те фильмы и постановки, которые произвели на меня неизгладимое впечатление и надолго (а может быть - и навсегда) останутся эталонами и маяками на оперных просторах. Это, конечно, не значит, что в них нет недостатков. Но недостатки эти... не то, чтобы не хочется замечать - их действительно не замечаешь, так как они ничтожны по сравнению с мощным эстетическим воздействием спектакля и совершенно растворяются в нем. На чем же основано это воздействие?
Если собственно оперу рассматривают как единство слова, музыки и драматичекого действия (Вагнер, кажется?), то оперный спектакль можно представить как единство оформительской (декорации, костюмы, грим), музыкальной (оркестр, ансамбли, солисты и их сочетание) и актерской (режиссерская концепция и собственно игра исполнителей) составляющих. По моему глубокому убеждению, именно на балансе этих трех китов, на гармонии всех перечисленных элементов должна основываться всякая постановка, если она ищет путь к сердцам зрителей. Самая роскошная постановка провалится, если не будет достойных исполнителей (и наоборот, впечатление от самых великолепных голосов, поющих в сарае, неминуемо снизится). Оркестр и хор должны звучать мощно, но не заглушать солистов... Это азбучные истины? Но почему тогда они нарушаются на каждом шагу?
Отдельно о певцах. Я рядовой любитель оперы, мое музыкальное образование - полтора класса, поэтому больше всего в пении ценю красоту тембра, мастерство звуковедения, точность фразировки, богатство интонаций и выразительность исполнения. И степень вживания в образ, конечно. А прикрытый и неприкрытый звук, смыкание и несмыкание связок и количество взятых си-бекаров - для меня китайская грамота. Но стоит ли превращать пение в спорт? Не является ли оно чем-то большим, нежели определенное количество определенной тональности нот, чисто взятых безвибратным голосом, "опертым на дыхание" (или как это там называется?) Может быть, существует трудноопределимое "нечто", заставляющее с замиранием сердца вслушиваться даже не в самые красивые и совершенные голоса? Во всяком случае, мне приятно думать именно так. Товарищей же, определяющих качество партии количеством спетых (неспетых) певцом верхних нот, я бы сравнил с критиком, судящим о романе по количеству орфографических ошибок. Однако к делу.
Первой записью будет этот спектакль "Ла Скала" 1986 года (с него, собственно, все и началось):

Царь - Паата Бурчуладзе (Paata Burchuladze)
Амнерис - Гена Димитрова (Ghena Dimitrova)
Аида - Мария Кьяра (Maria Chiara)
Радамес - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Рамфис - Николай Гяуров (Nicolai Ghiaurov)
Амонасро - Хуан Понс (Juan Pons)
Дирижер - Lorin Maazel
Оркестр и хор - Ла Скала, Милан
Режиссер - Лука Ронкони (Luca Ronconi)


Описывать словами совершенно бессмысленно - это надо видеть. Только пару слов о Лучано. Да, есть Джильи и Дель Монако, но мне Паваротти нравится больше. Так, как он поет хотя бы "Nel fiero anelito di nuova guerra" в третьем акте - не поет больше никто...
Отвратного качества кусочек с трубы:


Следующим будет этот фильм 1982 года:

Виолетта - Тереза Стратас (Teresa Stratas)
Альфред - Пласидо Доминго (Placido Domingo)
Жермон - Корнелл Макнил (Cornell MacNeil)
Дирижёр - Джеймс Левайн (James Levine)
Оркестр и хор театра Метрополитен Опера
Режиссёр - Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli)


Описания и комментарии здесь тоже ни к чему. Думаю, лучшей записи для первого знакомства с оперой придумать сложно. Будь моя воля - показывал бы в школах на уроках МХК. Пара слов о Статас. Да, наверное, она не лучшая Виолетта в вокальном плане. Но сила созданного образа такова, что об этом забываешь. Еще очень радует, что Альфред представлен не сластолюбивым подонком и не легкомысленным повесой - это честный и тоже глубоко страдающий герой.
Кульминация действия - скандал в благородном семействе веселом доме:


@темы: Опера

Комментарии
13.12.2010 в 16:21

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian А как ее потом сюда вставить?
13.12.2010 в 16:23

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, после загрузки можно нажать на колесико справа, там будет меню, и третьим пунктом в меню будет код.
А еще можно попробовать загрузить файл через яндекс видео.
13.12.2010 в 16:24

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian А ведь в списке этого сервера нет... Ладно, будем разбираться!
13.12.2010 в 16:26

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, я думаю, что у Вас все получится.
13.12.2010 в 17:06

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Что бы я без Вас делал? :white:
14.12.2010 в 00:17

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, :pink: Так все получилось?
14.12.2010 в 00:29

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian В лучшем виде!
14.12.2010 в 12:51

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
[L]domna12[/L], замечательно. :)
20.03.2011 в 20:42

Вот эту "Травиату" я еще не видела. Гы-ы, рыжий Доминго Отрывок выглядит многообещающе, надо будет посмотреть все.

Мне очень нравится "Травиата" 1968 года, где поют Анна Моффо, Франко Бонизолли и Джино Беки.
Там есть все, чего только можно хотеть: отличное пение (причем мне там очень нравится, что и Виолетту, и Альфреда поют легкими лирическими голосами - им идет, Виолетта вообще неописуемо роскошна), хорошая актерская игра, красивые декорации и костюмы правильного времени, полное попадание внешности певцов во внешность персонажей. В общем, это надо смотреть :inlove:
20.03.2011 в 20:59

Хотя, что-то мне тут же на месте подумалось, что я нагло вру. :D
Пришлось послушать еще раз. Ну точно - вру. Не лирический голос у Бонизолли... Но очень нежно и воздушно он там ухитрился спеть некоторые моменты вроде "любовь возвышенная и мистическая")))
20.03.2011 в 21:15

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Очень рекомендую. Доминго не рыжий - он хороший! :protest:
Если ничего не путаю, то видел первый и начало второго акта упоминаемой Вами "Травиаты" вкунтакте (дальше оборвалось). Там, помнится, меня категорически не устроил Бонисолли - слишком холоден. У Беки чрезвычайно интересный образ пуританина, чуть ли не пастора - нигде больше такого Жермона не видел. В общем, надо будет найти и посмотреть целиком.
20.03.2011 в 21:48

domna1
Доминго не рыжий - он хороший!
Хороший. Просто я его сначала не узнала (Хотя голос показался подозрительно знакомым), а потом очень долго удивлялась, что это он. :D

У Беки чрезвычайно интересный образ пуританина, чуть ли не пастора
А что))) Очень даже подходит. Он там вначале так свято верит, что поступает хорошо, уговаривая Виолетту бросить Альфреда - по-моему, это убедительно как раз вот с таким пуританским отцом семейства.

Бонисолли я бы не сказала, что так уж холоден. На вид - пожалуй (ну, может же Альфред быть сдержанным молодым человеком? хе-хе, особенно если у него папенька пуританин?). Но поет с чувством.

Но больше всех мне там точно нравится Анна Моффо. У нее прекрасный голос, прекрасная техника (хотя на мой вкус технически лучшая Виолетта из тех, кого я слышала, все-таки не Анна Моффо, а Магда Оливеро - ее я, увы, пока слышала только отрывками), прекрасная выразительность, внешность настоящей Виолетты. В общем полнейшее ощущение что на экране ходит настоящая Виолетта, как она есть)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail