Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Как явствует из заглавия, сюда попадут те фильмы и постановки, которые произвели на меня неизгладимое впечатление и надолго (а может быть - и навсегда) останутся эталонами и маяками на оперных просторах. Это, конечно, не значит, что в них нет недостатков. Но недостатки эти... не то, чтобы не хочется замечать - их действительно не замечаешь, так как они ничтожны по сравнению с мощным эстетическим воздействием спектакля и совершенно растворяются в нем. На чем же основано это воздействие?
Если собственно оперу рассматривают как единство слова, музыки и драматичекого действия (Вагнер, кажется?), то оперный спектакль можно представить как единство оформительской (декорации, костюмы, грим), музыкальной (оркестр, ансамбли, солисты и их сочетание) и актерской (режиссерская концепция и собственно игра исполнителей) составляющих. По моему глубокому убеждению, именно на балансе этих трех китов, на гармонии всех перечисленных элементов должна основываться всякая постановка, если она ищет путь к сердцам зрителей. Самая роскошная постановка провалится, если не будет достойных исполнителей (и наоборот, впечатление от самых великолепных голосов, поющих в сарае, неминуемо снизится). Оркестр и хор должны звучать мощно, но не заглушать солистов... Это азбучные истины? Но почему тогда они нарушаются на каждом шагу?
Отдельно о певцах. Я рядовой любитель оперы, мое музыкальное образование - полтора класса, поэтому больше всего в пении ценю красоту тембра, мастерство звуковедения, точность фразировки, богатство интонаций и выразительность исполнения. И степень вживания в образ, конечно. А прикрытый и неприкрытый звук, смыкание и несмыкание связок и количество взятых си-бекаров - для меня китайская грамота. Но стоит ли превращать пение в спорт? Не является ли оно чем-то большим, нежели определенное количество определенной тональности нот, чисто взятых безвибратным голосом, "опертым на дыхание" (или как это там называется?) Может быть, существует трудноопределимое "нечто", заставляющее с замиранием сердца вслушиваться даже не в самые красивые и совершенные голоса? Во всяком случае, мне приятно думать именно так. Товарищей же, определяющих качество партии количеством спетых (неспетых) певцом верхних нот, я бы сравнил с критиком, судящим о романе по количеству орфографических ошибок. Однако к делу.
Первой записью будет этот спектакль "Ла Скала" 1986 года (с него, собственно, все и началось):

Царь - Паата Бурчуладзе (Paata Burchuladze)
Амнерис - Гена Димитрова (Ghena Dimitrova)
Аида - Мария Кьяра (Maria Chiara)
Радамес - Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)
Рамфис - Николай Гяуров (Nicolai Ghiaurov)
Амонасро - Хуан Понс (Juan Pons)
Дирижер - Lorin Maazel
Оркестр и хор - Ла Скала, Милан
Режиссер - Лука Ронкони (Luca Ronconi)


Описывать словами совершенно бессмысленно - это надо видеть. Только пару слов о Лучано. Да, есть Джильи и Дель Монако, но мне Паваротти нравится больше. Так, как он поет хотя бы "Nel fiero anelito di nuova guerra" в третьем акте - не поет больше никто...
Отвратного качества кусочек с трубы:


Следующим будет этот фильм 1982 года:

Виолетта - Тереза Стратас (Teresa Stratas)
Альфред - Пласидо Доминго (Placido Domingo)
Жермон - Корнелл Макнил (Cornell MacNeil)
Дирижёр - Джеймс Левайн (James Levine)
Оркестр и хор театра Метрополитен Опера
Режиссёр - Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli)


Описания и комментарии здесь тоже ни к чему. Думаю, лучшей записи для первого знакомства с оперой придумать сложно. Будь моя воля - показывал бы в школах на уроках МХК. Пара слов о Статас. Да, наверное, она не лучшая Виолетта в вокальном плане. Но сила созданного образа такова, что об этом забываешь. Еще очень радует, что Альфред представлен не сластолюбивым подонком и не легкомысленным повесой - это честный и тоже глубоко страдающий герой.
Кульминация действия - скандал в благородном семействе веселом доме:


@темы: Опера

Комментарии
11.12.2010 в 15:17

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Вот мне тоже хочется просто смотреть оперу, выделять для себя какие-то определенные составляющие и не думать о технике.
И вообще, здорово сказано.
Что касается этой постановки, помню ее. Действительно, замечательная вещь. И пытаться описать впечатления словами бессмысленно. Это нужно просто увидеть и услышать.
11.12.2010 в 16:12

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Хоть один человек меня понял :)
11.12.2010 в 16:32

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, и меня. :tongue: Буду с нетерпением ждать подобные посты.
11.12.2010 в 16:40

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Были бы шедевры - а посты будут :)
11.12.2010 в 17:54

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, ну...я думаю, что и шедевры будут. Бесконечное множество плохих записей, средних, хороших... и есть совершенно замечательные.
13.12.2010 в 13:34

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
И на счет Травиатты этой опять же согласна. Очень хорошая экранизация. Очень прочувствованно, ярко.
Не задумывалась на тему того, кто же лучшая Виолетта, но мне нравится то, как Стратас ее сыграла.
13.12.2010 в 14:40

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Может - со своей стороны что-нибудь порекомендуете для этого списочка? :)
13.12.2010 в 14:41

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, для списочка? Не знаю, смотрели ли фильм Дон Жуан, но я его всегда очень рекомендую.
13.12.2010 в 14:50

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Не, не смотрел. Что за фильм?
13.12.2010 в 14:54

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, я имею ввиду фильм Лозье "Дон Жуан".

13.12.2010 в 14:58

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian 1979 года, с Раймонди, Берганцей, Канавой и Ван Дамом?
13.12.2010 в 14:59

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, да. Я лично очень люблю этот фильм.
13.12.2010 в 15:02

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Спасибо, посмотрим :yes:
13.12.2010 в 15:07

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, обязательно посмотрите. Там состав шикарный. И сделано действительно здорово.
13.12.2010 в 15:09

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Кстати, такой вопрос: не знаете - чем можно аудиофайл порезать?
13.12.2010 в 15:11

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, высокого качества? Я обычно режу кусочки аудио программой mp3DirectCut.
13.12.2010 в 15:11

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Ну APE которые. Она их берет?
13.12.2010 в 15:12

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, нет. Не берет. А к файлам ape должен прилагаться специальный файл que.
13.12.2010 в 15:15

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Есть такой. И шо с ним делать?
13.12.2010 в 15:47

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, в начале нужно файл ape разжать. И для этого нужна программа Monkey's Audio. Файл станет wmv. нужна еще программа foobar2000, после того, как ape разжать, нужно открыть через эту программу que. По идее, он должен разбить на треки. Ну а потом треки так же в foobar2000 конвертировать, тоже будут wmv весьма большие. Но потом их запросто можно конвертировать в МР3 в программе Audiograbber. Во всяком случаи, я так делаю.
13.12.2010 в 15:58

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Да уже разобрался. Ща буду заливать :crzjump:
13.12.2010 в 15:59

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, о, замечательно. :)
13.12.2010 в 16:09

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Ага, только заливать-то напрямую нельзя... Вот же ж! :apstenu:
13.12.2010 в 16:10

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, а куда заливать?
13.12.2010 в 16:12

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian На другой сервер, а с него вставлять ссылку. А Вы как вставляли?
13.12.2010 в 16:13

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, Вы о том, как я вставляю он-лайн музыку в дневнике?
13.12.2010 в 16:15

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian Ага.
13.12.2010 в 16:16

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, если файл МР3, то его просто можно загрузить на сервер с компьютера.
prostopleer.com/#/
13.12.2010 в 16:18

Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Celebrian А если не mp3?
13.12.2010 в 16:20

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
domna12, я обычно загружаю только МР3. Думаю, что большой файл туда не загрузить.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail